Ленобласть готова возмещать средства, потраченные на съёмку фильма. Так делают даже в пустыне. Кинобизнесмен Эдуард Пичугин рад: снимать нужно больше - 90% это шлак.

Правительство Ленобласти и “Ассоциация продюсеров кино и телевидения” собираются подписать соглашение о возврате части средств, затраченных на процесс съемок фильмов и сериалов на территории региона. Механизм известен под названием "рибейт" (скидка) и практикуется как на Западе, так и в России. Для районов области будет установлен свой процент возврата - для популярных 10%, для отдалённых - 15%. Деньги возместит казна региона. 47news поговорил о перспективах с членом правления Гильдии продюсеров в России Эдуардом Пичугиным.

По словам Пичугина, мера крайне правильная, и речь даже не о художественной ценности картины.

-  Для региона сплошная польза. Приезжает практически экспедиция, это может быть и сто человек, и триста. Разумеется, они начинают приобретать услуги и тратить деньги. Им надо где-то жить, есть, передвигаться.
- Это экономика, а что ещё?
- Когда в кадре экстерьер региона и фильм популярен, то места становятся брендом. Вспомните, например "А зори здесь тихие", снятые в карельской Рускеале. Туристы до сих пор просят показать. Под Астраханью снимался фильм о Золотой Орде, построен посёлок, имитирующий тот быт. Да, бутафорский, но это уже место притяжения туристов и новая традиция.
- Наших кинематографистов рибейт привлечёт?
- Безусловно. А как ещё их привлечь в регионы? Первым стал Калининград. Недавно Псковская область присоединилась, у них уже строчка в бюджете есть на это. Снят фильм "Учености плоды" продюсера Игоря Угольникова. Можно вспомнить и довлатовский "Заповедник".

Система “рибейт” действует в Приморье, Астраханской и Калининградской областях. Там местные бюджеты возвращают продюсерам от 5% до 20% средств, потраченных на съемки.

- Иностранцам же тоже помогают?
- Для иностранных съёмочных групп предусмотрено финансирование из федерального бюджета.
- Да, а если создаётся положительный образ России, то рибейт увеличивается чуть ли не до 30%.
- Идеологический замысел в сценарии виден элементарно - минута фильма – это одна страница, времени немного надо. Безусловно, любой субъект федерации может дать экспертную оценку. Но надо понимать, что в большинстве случаев финансирование кино не частное, а Минкульта. Уже при принятии решения о выделении средств такая оценка проводится.
- Получается, что фильмы о неприглядной глубинке не пройдут? “Карп отмороженный” с Фрейндлих снимался в Сясьстрое, а “Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов” и вовсе мрак среднестатистического городка.
- Вполне возможно, что такие фильмы не смогут получить согласие условного комитета культуры региона. Но авторское кино тоже имеет поддержку, просто из других источников. Дебютантам тоже надо давать возможность. Поймите, нужно просто больше снимать - коэффициент успешного кино не более 10%. То есть из сотни фильмов восемь-десять. Остальное просто шлак. Чаще ни денег, ни славы, но может попасться бриллиант. Например, Ленфильм за свою историю снял полторы тысячи лент, а тех, что до сих пор востребованы, не более 120.
- В Петербурге рибейт действует?
- Нет. Считается, что и так место для съёмок крайне привлекательное, а количество заявок очень большое. Но это не повод не помогать индустрии. Помню, председатель комитета по культуре Сухенко выступал в ЗакСе и призывал утвердить строчку в бюджете на 150 миллионов на поддержку кино. Были и цифры о том, что эффект даст сумма в полтора миллиарда. 
- Что на Западе по этой линии?
- Во всех развитых странах есть поддержка как своих, так и иностранных съёмочных групп. Навскидку, в штате Нью-Мехико в США рибейт достигает 30%. Прямо в пустыне рядом с городом Альбукерке построена киностудия. Так туда даже из Лос-Анджелеса прилетают снимать.
- Картинку своей жизни они эффективно при этом вплетают. Я, например, точно знаю, какой чизкейк в придорожном кафе заказывать, хотя в Штатах не был.
- Совершенно верно. Даже Клинт Иствуд в своих непростых картинах даёт такие простые маркеры. Власти на это обращают отдельное внимание. У нас же чиновники зачастую смотрят на кино по остаточному принципу. Около 10 млрд в год Фонду кино - это один блокбастер по сути.
- Если не брать США?
- Китай за десять лет встал на ноги и на второе место в мире. Скоро зайдёт на первое. У Индии - своя модель, на свой рынок работают.
- Возвращаясь в Россию - может быть так, что при согласовании сценария регионом чиновники ненавязчиво поставят условием участие в съёмках, например, губернатора? В роли второго плана, разумеется. С авоськой в очереди.
- А почему нет? Ничего плохого не вижу. Если чиновник захочет, как Вуди Аллен и Тарантино свой автограф в картине оставить, почему нет? Другое дело, что талант всё-таки нужен. Ну, а если сможет, то станет ещё популярнее. 

Вот так неожиданно изобретена подсказка начинающим.

Виктор Смирнов,
47news