Бывший вице-президент "Лукойла" Валерий Субботин получил контроль над крупнейшей в порту Высоцк буксирной компанией. И это начало - в перспективе ежегодный миллиард.

По информации 47news, владельцы ООО "Русская буксирная компания" увеличили уставный капитал с формальных 10 тысяч рублей до солидных 55,2 миллиона. Соответствующее собрание участников общества прошло в первых числах сентября, и игроки этого рынка относятся к происшедшему крайне настороженно, чему есть объективные причины.

Главная - в прибыльности бизнеса. Сегодня в акватории порта Высоцк работают 2 буксирные компании: "Выборгские буксиры" и "Северный альянс". У первой 2 буксировочных судна, у второй 6. Буксировкой судов, приходящих к причалам угольного ООО "Порт Высоцкий" занимается сам "Порт Высоцкий", для чего имеет 2 собственных буксира. "Выборгские буксиры" обычно обслуживают тех, кто приходят к терминалу ООО "РПК-Высоцк "Лукойл II", это как бы приближенная компания. "Северный альянс" Сергея Киселева и Вячеслава Лобикова работает на подхвате у обоих - у кого-то сломался буксир или наложились судозаходы, например, и своими силами не справиться.

Отсюда расклад прибыльности буксирного бизнеса в акватории высоцкого порта:

"Выборгские буксиры" зарабатывают около 270 млн рублей в год;

Буксиры "Порта Высоцкий" - около 130 млн рублей в год;

"Северный альянс" - зарабатывает около 90 млн рублей ежегодно.

Рынок буксировки порта Высоцк приносит сегодня почти 0,5 млрд рублей в год. И мы видим, что "Русская буксирная компания" на этой волне отсутствует. Как рассказали 47news участники бизнеса, с момента своего появления в марте прошлого года и по сей день она, в основном, существует на бумаге. Предприятие благополучно присутствует в ЕГРЮЛ, но не ведет никакой деятельности. И, наверное, даже столь масштабное увеличение её уставного капитала не вызывало интерес, когда бы не его материальная составляющая. Говорят, владельцы РБК вложились не деньгами, а активами - и активы эти вполне себе: доли в ООО "Выборгские буксиры", которое, напомним, зарабатывает сегодня около 270 млн рублей в год.

"Увеличение уставного капитала - жирный плюс для деловой репутации. При положительных чистых активах он, фактически, является собственными средствами, обеспечивающими обязательства перед третьими лицами. Доли крупной компании в составе активов всегда полезны для финансовых показателей. Сложно судить о конкретных мотивах происшедшего, но оно - верный признак появления у "Русской буксирной компании" далеко идущих планов на развитие или участие в крупном проекте", - полагает адвокат Елена Софинская. 

Свое будущее "Русская буксирная компания" собирается, кажется, реализовывать без чужака - третьего совладельца "Выборгских буксиров" московского ООО "Наследие" Анны Горьковской.

Если раскрыть карты, то "Русская буксирная компания" на 52% принадлежит ООО "НТК" и на 48% предпринимателю Евгению Коневу, кто также возглавляет "НТК". Они же хозяева самого прибыльного в высоцком порту ООО "Выборгские буксиры" - владеют по 36,4% и 33,6% долей соответственно. Именно эти доли они вложили в увеличение уставного капитала РБК, которая теперь автоматически становится основным владельцем "Выборгских буксиров".

Конечно, вложение долей одной буксирной компании в уставный капитал другой - событие не эпическое, особенно если реальные владельцы не изменились. Участников рынка интригует не сам факт распухания фирмы, которая больше года существует лишь на бумаге, а фигуры за ней.

Основной владелец "Русской буксирной компании" - ООО "НТК" - с конца июля полностью принадлежит бывшему топ-менеджеру "Лукойла" Валерию Субботину, которого считают весьма влиятельной персоной в нефтяном бизнесе, приближенной к президенту "Лукойла" Вагиту Алекперову. Ранее "НТК" принадлежала младшему брату Валерия Субботина - Александру. Когда это произошло, 47news предполагал: сейчас что-то будет. Кажется, "что-то" началось.

Полмиллиарда рублей в год приносит сегодняшний рынок буксировки в акватории порта Высоцк. Но скоро ситуация изменится. В высоцком порту в весьма высокой стадии готовности пребывают еще два масштабных проекта - комплексы по производству сжиженного природного газа и его морской перевалке ООО "Газпром инвест" и ООО "Криогаз-Высоцк" (входит в "НОВАТЭК" Леонида Михельсона) мощностью 1,5 и 2 млн тонн в год соответственно. Оба обещают заработать в 2020 году, "Криогаз", пишут, уже даже отгрузил первую партию. А ещё в том же порту компания "Газ-Синтез" планирует производить и грузить на танкеры метанол где-то по 1,6 млн тонн в год. Этот проект не такой быстрый - предварительным сроком называют 2023 год. Но он интересен другим.

ООО "Газ-Синтез" на 99% принадлежит кипрской "Вална Холдинг Сайпрус Лимитед" и на 1% все тому же Евгению Коневу, причем, деловые СМИ связывают деятельность "Газ-Синтеза" исключительно с интересами "Лукойла", который называют инвестором проекта. Более того, будущий метанол планируется переваливать на суда на терминале "РПК-Высоцк "Лукойл II".

Добавим ко всему описанному планы "Технотранса" Виктора Чуйкина построить в Высоцке морской терминал для экспорта зерна  и получим перспективную картинку: годовой оборот порта относительно скоро может вырасти в полтора-два раза. Надо полагать, что прибыльность рынка буксировки в акватории увеличится адекватно и приблизится к 1 млрд рублей в год.

Похоже, Валерий Субботин пришел в "НТК" не зря - она имеет сегодня все шансы получить контроль над одним из крупнейших рынков буксировки в российской акватории Балтийского моря.

Генеральный директор "Выборгских буксиров" Александр Андреев сказал 47news, что часть долей возглавляемой им компании действительно переходят РБК, но воспринимать это стоит исключительно как технический момент. Евгений Конев предложение о комментарии проигнорировал.

 

Лев Годованник для 47news