Ленэнерго требует от Ленобласти вернуть 17 млрд за сглаживание тарифа. Правительство против. Начался суд за восьмую часть регионального бюджета.  

В Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области 13 августа состоится заседание по иску Ленэнерго к комитету финансов правительства Ленобласти на 17 млрд 424 млн рублей. По мнению энергетиков, это недополученные средства за сглаживание тарифа с 2011 года. Чиновники против - бюджет региона составляет 146 млрд. Третьими лицами заявлен комитет по тарифам и “Россети”, куда входит Ленэнерго. Первое, техническое, заседание состоялось 2 июля.     

Долг стал результатом внедрения метода RAB-регулирования. Его суть: компания инвестирует в инфраструктуру на свои либо заёмные деньги, а регион компенсирует затраты плюс доходность через несколько лет. Властям большинства субъектов принцип "заплатим потом" пришёлся по настроению. Петербург и Ленобласть исключением не стали. Период сглаживания определили в 5 лет.

Но в начале 2015 года упал банк "Таврический", где находилось более 10 млрд рублей Ленэнерго.  Проблема взлетела до президента, и на спасение государство выделило 32 млрд. Одним из письменных поручений гаранта был возврат городом и областью сглаживания. Тогда подтверждалась цифра в 11 млрд со стороны области.      

Период долгосрочного регулирования продлили до 2020 года. Город с задачей справился, выплатив около 17 млрд. В Ленобласти несколько лет вопрос обсуждался. Но срок исполнения поручения президента становился всё ближе, тема звучала всё резче. В 2018-м в Минэнерго прошло совещание, где зафиксировали величину возврата: 13 млрд рублей. Экономический вице-губернатор Дмитрий Ялов и председатель комитета по тарифам Артур Кийски приняли цифру, и процесс пошёл. В том году вернули 189 млн, в 2019-м - 2,6 млрд, в 2020-м - 1,9 млрд рублей. Тем не менее, стало понятно, что такими темпами в 2020-м долг не закрыть - и модель сломалась. Регион предложил растянуть процесс до 2023 года.

Возврат шёл через включение в необходимую валовую выручку (НВВ) Ленэнерго.

НВВ является экономически обоснованным объемом финансовых средств, необходимых сетевой организации для осуществления хозяйственной и инвестиционной деятельности. Сумма закладывается в тариф для каждой организации. Компания обосновывает его перед комитетом по тарифам.

Сегодня в отзыве на иск комитета по тарифам лихой разворот - чиновники признают обсуждаемой сумму 3,85 млрд рублей. И то с оговоркой: “подлежит уточнению в связи с необходимостью корректировки на величину уже учтённых выпадающих доходов”. Не исключено, это вектор - как бы вы сами должны не остались. 

Причиной разночтения на 13 млрд на Суворовском называют некорректные подсчёты. Стоит заметить, что ранее они прошли через ФАС, Минэнерго и Администрацию президента. При этом в 2019 году Ленобласть уже проиграла один суд и согласилась платить. "Комитет по тарифам произвёл перерасчёт недополученных доходов Ленэнерго в размере 13,7 млрд рублей и согласовал срок выплат до конца 2023 года", - признают в комитете по финансам.     

Сегодня в отзыве на иск комитета по тарифам утвердительное: “Начиная с 2018 года, возмещение недополученных доходов Ленэнерго осуществляется мерами тарифного регулирования. ...права и законные интересы Ленэнерго не нарушены”. Подчиненные финансового вице-губернатора Романа Маркова уже в своём отзыве сообщают: "Основания для возмещения за счёт средств казны региона отсутствуют".

Изменение позиции Суворовского рынок связывает с уходом председателя комитета по тарифам Артура Кийски. Он признавал долг в размере 13 млрд, но, как говорят, в суде с Ленэнерго требовалась более бескомпромиссная позиция.  

Неофициально, у чиновников три карты в запасе. Во-первых, говорят они, НВВ Ленэнерго и так растёт из года в год: с 5,3 млрд в 2011 году до 20,5 млрд в нынешнем. В ответ энергетики отмечают, что несмотря на это, до 2018 года включительно компания в Ленобласти была убыточна. Но якобы дело в несправедливом распределении тарифа со второй по величине компанией ЛОЭСК (у неё действительно каждый год прибыльный). "Это принято относить к большей эффективности менеджмента. Но позвольте, сколько директоров в Ленэнерго уже сменилось, в руководстве были и те, кто сейчас в ЛОЭСК. Неужели все профнепригодны?" - скептически отмечает собеседник в Россетях, добавляя, что ЛОЭСК - исторически близкая Ленобласти компания, отсюда и более тёплое отношение. 

Здесь добавим, в ЛОЭСК мнение ровно противоположное — якобы комитет по тарифам играет под мелодию Россетей и режет тариф остальным (это так последние пару лет) Отметим и то, что две ресурсоснабжающие компании в одном регионе как два сообщающихся сосуда. Если у одной прибыло, у другой на столько же убыло. 

Вторая карта как бы пугает. Если Ленобласть всё выплатит разом, то процентов на 80% вырастет тариф. Не для жителей - они защищены законодательно. Пострадает бизнес. На это энергетики отвечают с иронией: "Вообще-то, тариф под сглаживание уже повышали в 2014 году. Теперь же проблемы за годы пытаются уложить в картину - нарисовались плохиши в 2020 году и давай требовать".  

Третья из области предположений. Известно, что половина из упомянутых 32 млрд госпомощи ушла на погашение кредитов, а половина - на невыполненные работы по техприсоединению. По правилу RAB-регулирования, техприсоединение не должно пересекаться с инвестпрограммой. Но если выяснится обратное, получится, что Ленэнерго претендует на двойной возврат.

Стратегия Суворовского в суде может реализоваться в детальном изучении инвестпрограммы. Что построено? Построено ли? И за какие деньги? Здесь может быть намёк на раздувание. Слёту можно вспомнить неисполнение планов по созданию просек для воздушных линий. Кстати, инвестпрограмму утверждает Минэнерго (ведомство привлечено третьим лицом в процесс).

Экспертизы могут занять годы. Ленобласти это выгодно. Для Ленэнерго чревато новостями в декабре, когда станет понятно, сколько из долга по сглаживанию регион согласится включить в НВВ на 2021 год. А может и не включить вообще: всё же ещё в суде.

Глядя на тактику Ленэнерго, судя по иску, в суде уже запрошены документы о том, намеревался ли комитет по тарифам в принципе возвращать средства после поручения президента. Представитель комитета по тарифам, говорят, возражал. Вспоминают в Россетях и заклятого товарища ЛОЭСК, компания привлечена третьим лицом. Якобы конкурент клонит в сторону ответчика, а это внушает подозрения, у ЛОЭСК же похожий спор с комитетом по тарифам.

В ЛОЭСК заочно ответили, да, процесс важен и затрагивает регулирование всей отрасли в регионе. “Мы действительно судимся с комитетом и понимаем, что казна не резиновая, всем денег не получить”, - объяснили в компании. Здесь уместно вспомнить, как уже экс-председатель комитета по тарифам Артур Кийски не раз говорил, что судится со всеми, несмотря на намёки УФАС на его близость к Ленэнерго.       

Назначенный в минувшую пятницу и.о. председателя комитета по тарифам Евгений Андреев настроен дипломатично.

- Если суд решит, что Ленобласть должна, то так тому и быть. Вопрос - сколько.

- Установка на снижение суммы есть? - спросил автор.  

- Это не коммерческий спор, установок быть не может, надо разобраться.

- Несмотря на то, что вы профессиональный юрист, не опасаетесь утонуть в тарифном регулировании? Это отдельный лес, густой.

- Сказать, что я профессионал в тарифах, не могу. Но моего опыта хватит, дайте только вникнуть, - не испугался Андреев.   

Экономический вице-губернатор Дмитрий Ялов ответил более в лоб.

- Считаем претензии к бюджету необоснованными. Определённый объём сглаживания мы уже отдаём через тарифное регулирование и полагаем, что такой подход абсолютно разумен, - уверен Ялов.  

В Ленэнерго от комментариев отказались. Категорически. Либо очень уверены, либо наоборот. 

Как полагают участники рынка, до 2023 года Суворовский в любом случае не сможет вернуть деньги даже через тариф. Через суд можно отодвинуть срок, а в дальнейшем сделать это ещё раз. Говорят, звучали притягательные даты вплоть до 2030 года. Правильно, там уже другие начальники.

Пока драматургия тупиковая. Ленэнерго не может не идти в суд, поскольку в 2020 заканчивается период долгосрочного регулирования. Суворовский же просто не может отдать восьмую часть бюджета региона. Да и я бы не отдал.  

Виктор Смирнов,
47news

Напоследок: Метод RAB-регулирования пришёл из Англии, где успешно себя зарекомендовал: кредит, вложения в объекты, доход через тариф.

 - Но это модель для капиталистической страны. Наши реалии таковы, что социальные манёвры власти, уступки, обещания населению и постоянные выборы рушат математику. Результатом становятся накопленные обязательства властей, - отметил один из профильных бизнесменов.