Ленобласть меняет очертания из-за интересов "Транснефти". Власти не особо в курсе, зачем нужны новые границы, но понимают - когда идёт речь о Gunvor, надо бы побыстрей.

Во вторник, 23 июня, депутаты ЗакСа Ленобласти примут изменения границ Вистинского, Котельского, Нежновского и Усть-Лужского сельских поселений Кингисеппского района. Как сообщил председатель комитета градостроительной политики Игорь Кулаков, произошло это из-за необходимости переориентировать в 2020 году российские внешнеторговые грузы из морских портов Прибалтики в морские порты Российской Федерации за счёт развития торгового порта Усть-Луга.

В границы Вистино включается часть акватории Финского залива. Происходит это для того, чтобы порт находился в границах одной административно-территориальной единицы. Сейчас пунктирные линии, обозначающие территориальную принадлежность Вистино, проходят по береговой линии Финского залива. В итоге получается, что намывные территории под порт оказались в границах Усть-Лужского поселения, а материковая часть — Вистинского. Из-за этой неожиданной географической диспозиции порт, как выяснил, испытывал трудности с оформлением земельных участков.

Депутатам Ленобласти предлагается переделать карту Ленобласти не просто так, а после настойчивой просьбы бывшего спикера парламента, экс-главы Карелии, а ныне председателя совета директоров АО "Усть-Луга Ойл" Александра Худилайнена. Именно в пользу этой компании оформляется намывная территория.

ОАО "Усть-Луга Ойл" – владелец и оператор терминала, осуществляющего перегрузку нефтепродуктов с железнодорожного транспорта на морские танкеры в порту Усть-Луга. Нефтетерминал является конечной точкой "Балтийской трубопроводной системы – 2". По данным за 2018 год, 25% акций принадлежит ООО "Транснефть-Балтика", 49% - ООО "Толинг" миллиардера Андрея Бокарева, 26% - кипрской Capefar Limited, связанной с международным энергетическим трейдером Gunvor и, соответственно, Геннадием Тимченко.

Фото: Толстой линией указана существующая граница между поселениями

Ещё в декабре 2019 года Худилайнен написал письмо на имя губернатора Дрозденко. В нём напомнил, что возглавляемая им компания вносит существенный вклад в бюджет, только в 2019 году перечислила 4,8 млрд рублей, а также "обеспечивает работой и достойной заработной платой более 700 человек". Имеет планы по реконструкции действующего терминала, будет расширять линейку обрабатываемых нефтепродуктов.

В проектной документации, продолжает Худилайнен, "Усть-Луга Ойл" столкнулась с правовой коллизией — территория расположена в границах сразу двух поселений. Аналогичная проблема, знает он, у терминалов, расположенных в северной части порта - "НОВАТЭК", "Транснефть", "Новотранс". Потому просит включить в границы Вистино территорию комплекса наливных грузов в Морском порту, два комплекса по перевалке и фракционированию стабильного газового конденсата и продуктов его переработки мощностью 6 млн тонн в год.

Первый заместитель председателя комитета по градостроительной политике Михаил Киреев объяснил 47news, что без внесения изменений в границы населённых пунктов получится, что объекты "Усть-Луга Ойл" окажутся в разных муниципальных образованиях. Это, в свою очередь, не позволит привязать его к одному адресу и будет нарушена целостность объекта. Добавим, подобная расторопность региональных чиновников обычно не относится к землям в том же Всеволожском или Выборгском районах.

Заметим: одна правка в карту повлекла за собой другие. Одновременно с этим из границ Вистино исключаются территории, исторически относящиеся к соседнему Нежново. Речь о сельскохозяйственных землях, принадлежащих к деревням Иципино, Нежново, Пятчино. Также Нежновскому поселению добавят часть акватории Финского залива.

На вопрос 47news, не слишком ли много изменений под один проект, куратор градостроительного комитета, вице-губернатор по финансам Роман Марков заметил, что Ленобласть привлекает инвесторов. Любопытно, но ни один из собеседников 47news, что должен находиться в теме, не смог быстро сообщить, о какой площади прирезки идёт речь и почему всё происходит так стремительно. Глава администрации Кингисеппского района Юрий Запалатский не ответил на звонок 47news.

Председатель совета директоров "Усть-Луга Ойл" Александр Худилайнен, в свою очередь, рассказал, что на самом деле история вопроса уходит корнями в давний спор между возглавляемым им акционерным обществом и региональным Росреестром.

"Мы первыми в России оформили право собственности на намывные территории. Было море, а стало нашей землёй. Речь о площади в 70 га. Мы уже выиграли суд", - прокомментировал он.

Судя по данным картотеки Арбитражного суда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, "Усть-Луга Ойл" действительно судилась с Росреестром, привлекая третьим лицом и администрацию Кингисеппского района. Сутью спора стало признание объекта недвижимости площадью 70,8 га искусственным земельным участком. Росреестр Ленобласти отказался оформлять его таковым, согласившись лишь на формулировку "Гидротехническое сооружение".

Исходя из более точных данных, намывная территория появилась в 2009 году, а спустя год ему был присвоен кадастровый номер. В ту пору такие объекты недвижимости могли официально именоваться только либо гидротехническим сооружением, либо платформой. Однако в 2011 году обновилось федеральное законодательство и такие участки стало можно признавать обычными земельными участками.

В выписке единого государственного реестра недвижимости сказано, что объект до сих пор числится гидротехническим сооружением. Его кадастровая стоимость обозначена как 38 рублей 65 копеек. Впрочем, Александр Худилайнен убеждён, что после внесения поправок ценность актива повысится и с него будут платиться налоги в областной бюджет.

На вопрос, что будет, если депутаты вдруг не согласуют внесение изменений в границы муниципальных образований, ответил резко:

"Это не депутатам решать. Тем более, я разговаривал с Дрозденко, он поставил правильную резолюцию. Да и Бебенину три недели назад звонил".

Юлия Гильмшина,
47news