Не царь определил день, когда мы решим, что он навечно. Проголосовать по Конституции будет безопаснее, чем сходить в магазин. То ли это история, то ли пора анекдотов. 

К первому дню лета элита России настолько устала от ожидания конца света, что снова стала ждать поправок к Конституции. В понедельник Владимир Путин объявил, что всенародное волеизъявление пройдёт 1 июля. Этот день победы уже пообещали сделать выходным. 

По факту же, скорей всего, разрешат досрочное голосование, а его старт придётся на 25 июня. Сразу же после среды, объявленной в честь парада Победы и салюта нерабочим днём. Так, наконец, встретятся два самых важных события одного года одной страны: святой праздник и изменения основного закона. Светской библии.  

С учётом того, как изменилось мироощущение у рядового гражданина за последние два месяца, вложенные в обрамление нового порядка ценности воспринимаются совершенно изумительно. Словно всем выдали по детскому калейдоскопу, в глазке которого реальность превращается в узор-узор из разноцветных витражей.

Сезон перемен в России, собственно, открыл президент, в первую нормальную рабочую неделю, 15 января, сделав такое послание Федеральному Собранию, что правительство во главе с Дмитрием Медведевым послало всех. Тогда никто и не удивился намёткам на переход правления Путина в вечность. Просто ждали, в какую облекут всё это форму. Уже 10 марта внесли те самые главные строчки, благодаря которым  время правления, по сути, продлевается до 2036 года.

Рассуждения на тему, царь он нам или нет,  были актуальны ровно до 26 марта. С этого дня в стране началась сплошная самоизоляция. Вещи, казавшиеся немыслимыми ещё вчера, воплощались наяву. Переживать за судьбу демократии или общие принципы развития режима вдруг стало неинтересным. Даже не любопытным. Ведь мейнстримом оказались раздумья о будущем человечества. Хуже того, каждый, на волне паники или самостоятельно, задумался о себе. Хлипкость экономики и понимание, насколько мы все никто на этой планете, поставили на паузу весь процесс.

Между тем, государство не сдавалось. Вперемешку с социальной рекламой на тему, как правильно мыть руки и сидеть дома, с телевизоров и плакатов нам рассказывали, почему важны изменения в Конституции. Из всех тезисов выходило, что россияне прежде всего будут голосовать за индексацию пенсий, семейные ценности и запрет чиновникам иметь двойное гражданстве. О главном пропаганда умолчала. Хотя, если попросить любого россиянина сформулировать, по поводу чего вся эта бюрократическая кутерьма, единственное, что он ответит, будет пункт о вечности лидера.

Впрочем, российская власть исторически так устроена, что способна филигранно пройти между струями. В данном случае нашли, как сложить вместе все компоненты. 24 июня всевозможными лозунгами поднимают патриотический дух граждан, вспоминая, как ровно 75 лет назад поколение победителей промаршировало первый парад Победы. На следующий же день, не расплескав мысли о славном, россияне пошагают творить новую историю. Будем надеяться, к этому моменту от этого режима уже ничего не останется, предрёк как раз сегодня пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Всё же имел в виду какой надо режим.

И тут, конечно, стоит заранее попенять всем скептикам, кто скажет, что голосование нужно игнорировать. Такое торжество символизма, что подарят нам на избирательных участках, мы не увидим в жизни никогда. До знаменитой речи Валентины Терешковой граждане не понимали, за что им предстоит ставить галочку. С формулировкой, слава космосу, разобрались,  но вряд ли она точно подскажет, как голосовать.

Согласно предварительной информации, при получении бюллетеня россиянин даже не обязан будет показывать члену избирательной комиссии паспорт. Точнее, он может это сделать, но данные о нём не нужно заносить в список, а человек должен будет лишь расписаться. Людей соберут на открытом воздухе, возле привычных участков. Приглашать будут не всех сразу, а, по всей видимости, исходя из территориального принципа, в несколько заходов. И растянутся они на дни. Кстати, 47news предрекал ровно такой порядок ещё в середине марта, но тогда это было наверняка воспринято как журналистская фантазия, хоть мы и намекали на инсайд.

В перечень возможностей, как выражать волеизъявление, теперь можно вписать всё, что угодно. Можно заменить бюллетень на красные и чёрные шарики. Можно — считать голоса по опущенным в урну звёздочкам. Ничего не изменится, если обязать граждан к определённому часу вывешивать в окна платочки разных цветов. Или выставлять горшочки с кактусами. Интернет уже пестрит шутками: "Для выхода в магазин нужны паспортные данные. Для принятия поправок к Конституции достаточно поставить роспись". "Проголосовать по Конституции будет безопаснее, чем сходить в магазин", - это уже государственная цитата председателя Центральной избирательной комиссии Эллы Памфиловой.

Уровень события предопределён его масштабом, но, так уж вышло, его воспринимают как один из проходных элементов этой системы. Будто и не меняется тем самым строй и уклад. Возможно, потому, что сам закон уже подписан, одобрен всеми ветвями власти и даже Конституционным судом. Да и пандемия подарила новые, куда более осязаемые, проблемы.

Юлия Гильмшина,
47news