Депутат из Выборгского района Ленинградской области просит повременить с наказанием карьеров, что грузят машины с горкой. Он 20 лет в добыче щебня и знает, на кого кивать.

В Законодательном собрании Ленобласти 14 мая состоялоись две комиссии: первая - по экологии и природопользованию, вторая - по строительству, транспорту и дорожному хозяйству. Рассматривалась инициатива дорожного комитета правительства о внесении изменений в федеральный закон “О недрах” в части ужесточении ответственности карьеров за грузовики, выезжающие с перегрузом с территории карьеров. Дорожники предлагают обязать карьерщиков взвешивать машины, а в качестве кнута - останавливать работу предприятий. Актуальность авторы объясняют необходимостью сберечь дороги и поручением губернатора. 

“Законопроектом устанавливается ответственность в форме досрочного прекращения лицензии за невыполнение пользователем недр установленных законодательством требований об определении массы груза, подлежащего перевозке, а также запрета превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства”, - говорится в пояснительной записке.

Сегодня ответственность частично предусмотрена: если машина с перегрузом, то штраф в размере 400 тысяч рублей может быть наложен на перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя. Но практика такова, что возить без перегруза невыгодно, а карьеры зачастую не дают сопроводительных документов. Курсирование самосвалов между карьерами и стройками породило индустрию системного требования взяток по тарифу от ГИБДД.

Для понимания, на ремонт 182 км региональных трасс в прошлом году в бюджете Ленобласти было заложено 1,9 млрд рублей. В нынешнем - 3 млрд на 208 километров. Ремонт одного километра дороги стоит примерно 12 млн рублей. 

По словам участников комиссии по недропользованию, с мерами по ужесточению призвал не спешить депутат из Выборгского района Анатолий Черноморец.

Председатель комиссии Николай Кузьмин, в разговоре с 47news рассказал, мол, коллега объяснил это тем, что зачастую карьерщики лишь подготавливают материал, а перевозчики сами его загружают, и лишать их лицензии за чужие прегрешения будет слишком сурово.

- Мы решили прислушаться, ведь человек был занят в этой отрасли, знает о чём говорит. Получение лицензии сегодня занимает не менее четырёх лет, это действительно очень серьёзное наказание. Решили создать рабочую группу. Кстати, на ней будут обсуждаться и возможности возобновления доставки песка и щебня железнодорожным транспортом, как это было раньше, - рассказал Кузьмин.

Большинство крупных карьеров песка и щебня в Ленобласти расположены в Выборгском, Всеволожском и Призерском районах. Черноморец действительно знает предмет.

Согласно официальной биографии, с 95-го года он стал замдиректора ЗАО "Каменногорское карьероуправление". В 98-м - директором и занимал эту должность до 2016 года. Более десяти лет занимает пост председателя совета директоров промышленных предприятий Каменногорского поселения. По данным "СПАРК-Интерфакс", оборот "Каменногорского карьероуправления" за 2019 года составил чуть более миллиарда рублей, убыток - 34 млн рублей.

В разговоре с 47news Анатолий Черноморец сообщил, что он не против заботы о дорогах, но есть нюансы.

20200518_dgmrkz0ihivy1k24uaqv.jpg Депутат Законодательного собрания Ленобласти Анатолий Черноморец.
Скриншот YouTube

- У недропользователя скупают оптом, он добывает, а перевозчик заезжает и говорит, сколько ему грузить. То есть он и должен отвечать, - считает Черноморец.

- Но территория-то карьера?

- Не должно быть так, чтобы тот, кто сделал автомат, отвечал за того, кто из него стреляет. Можно ведь и подставить легко - выехал с нормальным весом, а потом догрузился, - рассуждает собеседник.

- А что касается весов? Вы "за" или против?

- Практически на каждом карьере есть весы, но перевозчикам невыгодно возить полкузова. Они говорят - нам не выгодно.

- Тогда почему бы не обязать карьеры проверять вес?

- Нужен специальный человек, который сможет по своим компетенциям за это отвечать. Сколько, какая нагрузка на ось, и прочее. Это же не вид деятельности недропользователя.

- Есть мнение, что в связи с вашей биографией вы лоббируете интересы карьеров. Что скажете?

- Я никого не лоббирую. Интересов у меня там нет, я с должности директора  ушёл, так отношения к этому не имею.

- Может, вас попросили?

- Нет, что вы. О том, что будут обсуждать этот вопрос, узнал за час. Я просто сказал: "Мужики, не всё так просто". Надо возрождать доставку щебня железной дорогой и речным транспортом. Я 20 лет назад вообще не грузил в машины, а сейчас два миллиона тонн из Выборгского и Приозерского перевозится автотранспортом. РЖД сегодня такие материалы возить невыгодно. Вот такие пирожки. Что касается грузовиков, то там часто беда с водителями. Какая разница врежется в вас 60 тонн или 30? И тот, и тот убъет.

Есть и другой взгляд – на убитых дорогах гибнет больше.

Виктор Смирнов,
47news