Бизнесмены подсчитали для 47news экономику транспортировки песка и щебня по “Скандинавии” и “Сортавале” без взяток ГИБДД. Получилось - без шансов.

С 1 февраля поднимется сбор с грузовиков по системе “Платон” - с нынешних 2 рублей 4 копеек за километр до 2 рублей 20 копеек. 47news уже рассказал, как уклонение от оплаты, казалось бы, на копейки, позволяет перевозчикам экономить сотни миллионов рублей на трассах “Скандинавия” и “Сортавала”. Мы же выяснили, как от дорожной полиции защищает выстроенная система поборов.

После публикации на связь с нами вышли несколько предпринимателей. Для начала они буднично подтвердили, что действительно платят дорожной полиции 15-20 тысяч рублей за машину по тарифу “всё включено”. Причём, собеседников возмущает, что деньги берутся вперёд.

- Раньше, года до 2013-го, остановил инспектор, получил свои две тысячи и разбежались. Теперь же, даже если не нарушаешь, - всё равно платишь, - рассказал один из них.

А у 47news сложилось впечатление, что если бы им предложить записать авторизованное видео, они бы согласились.

Они рассказали, что генеральное и системное нарушение, на которое идут все - это перевес. Отметим, что штраф в этом случае достигает 400 тысяч рублей с карьера, 400 - с перевозчика и столько же с получателя, в роли которого, как правило, выступает строительная компания. Санкции водителю - вплоть до лишения прав.

По регламенту, максимальный вес, к примеру, четырёхосного грузовика Volvo не должен превышать 32 тонны. Сама машина весит 16 тонн, следовательно, на груз приходится ещё столько же. Но это называется “возить вполкузова” и практикуется только во время массовых проверок на дорогах, либо после резонансных задержаний в системе ГИБДД. К слову, так было после пленения замкомандира третьего отдельного батальона ДПС, майора Николая Андреева. Впрочем, периоды всеобщего законопослушания кратковременны. И, взглянув на экономику перевозок сыпучих материалов, можно понять почему.

Дело в том, что параметры того же четырёхосного Volvo позволяют и без ухищрений вроде наваривания кузова взять на борт вдвое больше груза, чем разрешено. Тут отдельно перевозчики удивляются - зачем на заводах выпускаются машины с такими кузовами: "Опилки или сено возить?".

Посчитаем.

Плата за перевозку на сегодня сложилась на уровне примерно 3,5 рубля за так называемый куб-километр. То есть, стоимость рассчитывается из того, сколько километров проехал один загруженный в кузов куб. Если возить по-белому, то тонар не может взять более 16 кубометров песка. Возьмём для примера рейс от Приозерска до Петербурга примерно в двести километров. Нехитрая арифметика показывает, что за ходку перевозчик получит 11,2 тысячи рублей. На практике же в тонар загружают все 30 кубов. И цифра получается значительно приятнее, 21 тысяча.

С учётом того, что машины у перевозчиков в основном подержанные, работают они от силы 17-18 дней в месяц. Остальное время приходится на устранение поломок. Получается, что если возить по закону, то заработать удастся 200 тысяч за месяц, а если как сложилось, то около 400. Из них значительно больше сотни тысяч уходит на топливо, около 100 тысяч на зарплату водителю и примерно столько же на резину, ремонт и амортизацию. Колесо, для понимания, стоит около 20 тысяч. С зарплатой понятный нюанс - официально почти никто не платит, ведь на указанную сумму надо отдать около 50 тысяч рублей налогов. Чтобы заплатить в конверте, нужно обналичить, а это более гуманные, допустим, 11-15% по сегодняшнему рынку. У многих машины в лизинге - платёж может составлять и 30, и 50 тысяч в месяц. Если же не уклоняться от системы “Платон”, то в минус уходит ещё минимум 30 тысяч в месяц.

- С “Платоном” этим и вовсе ерунда получается. Мы же платим транспортный налог, да еще налог, заложенный в цене топлива. Значит, три раза нас обдирают. Конечно, уходим как можем, - отметил один из перевозчиков.

- Если работать по-белому, то конструкция по определению убыточна. Если с перевесом, то тысяч на 100 -150 в месяц с машины рассчитывать можно. Но это если без форс-мажоров вроде аварии и серьёзной поломки, - подвёл итог другой коммерсант.

Еще одно звено в сложившейся системе перевозок - логистические фирмы, а по сути диспетчерские. “Просто так перевозчику в строительную компанию не прийти. Дадут телефон логистов. У них своих машин нет. Скорее всего, это близкие менеджменту фирмы”, - рассказал один из бизнесменов с небольшим парком грузовиков. Зарабатывают логисты и их бенефициары на так называемой перекубовке. Привезла машина на стройку 30 кубов, а закрывается документами 32. Делается это за счёт нюансов измерения плотности того же песка. Цена куба на карьерах составляет примерно 300 рублей. С учётом примерных оценок, ежедневно по “Скандинавии” и “Сортавале” курсирует более тысячи грузовиков. Следовательно, за месяц в карманах посредников может оседать около 20 миллионов рублей.

Слабее владельца машин в цепочке только шофёр. “Завтра мне позвонит мой водитель и скажет, что, мол, с перевесом не поедет. Я ему и отвечу - до свидания, дорогой. А что мне останется делать?” - эмоционально привёл пример один из бизнесменов. Другой припомнил: “Когда КАД строили, все возили с перевесом, никто внимания не обращал. А всё потому, что государству важно было”.

В целом же, мысль у коммерсантов простая и одновременно сложно реализуемая: “Да мы даже готовы государству платить за перевес. Может, какому депутату смышлёному в Госдуме это в голову придёт. Пусть это будут, к примеру, автоматы специальные. Заплатил и едешь".

Автор усмехнулся: "Так и сейчас – заплати и едешь".

 

Виктор Смирнов,
47news