На Петербург повалят его же мусор. Так перевернулся лозунг “Город заваливает область”, прозвучавший вблизи от Путина. 47news знает, кто постарался.   

До 26 января регоператор по обращению с отходами - "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" - должен заключить договоры с теми перевозчиками Петербурга, кто возит мусор из мегаполиса на полигоны области. Предписание областной прокуратуры об этом было получено регоператором 26 декабря, а срок исполнения - месяц. На сегодня городские компании возят отходы по прямым договорам с полигонами. Последние тоже получили сигнал от надзора. Но в более мягкой форме - предостережения. Бизнесу советуют воздержаться от приёма отходов по договорам непосредственно с “образователями мусора и перевозчиками”, а работать только с регоператором.

По данным 47news, предостережения получили все 12 полигонов, работающих в Ленобласти. На сегодняшний день известно, что прекратил приём полигон ЗАО “Промотходы” в деревне Самарка Всеволожского района Ленобласти. На эту площадку везут твёрдые коммунальные отходы более сотни мелких и крупных перевозчиков. В год из Петербурга поступает 400 тысяч тонн. При этом общий годовой объём мусора из мегаполиса составляет 1,8 млн тонн, то есть на Самарку поступает пятая его часть. Но четыреста тысяч - это по территориальной схеме на бумаге, реальные же объёмы игроки рынка оценивают в половину всех отходов Петербурга. Директор “Промотходов” Сергей Шматов на звонок не ответил. К слову, общее количество перевозчиков города приближается к трём сотням.

Логика прокуратуры благая: областной регоператор хоть и областной, но должен заключить договоры с городскими, чтобы взять под контроль размещение мусора, поступающего из соседнего региона. “Сделать это позволяет соглашение между двумя субъектами от 2017 года. В нём речь - о взаимодействии регионов”, - отметили в прокуратуре. Отметим, что соглашение действительно есть, но оно настолько рамочное, что годится разве что для повода чиновникам сесть за стол на очередном совещании (да и это происходит редко). Для того же, чтобы начать работу в соседнем субъекте, областному регоператору необходимо пройти процедуру конкурса.

Как известно, конкурс на выбор оператора в южной части города был отменён, а на деятельность выбранного для северной части наложен мораторий. Само же вхождение в мусорную реформу для Петербурга отложено до 2022 года. Захоронение мусора в городе запрещено.

- Если о норме закона, то реформа подразумевала исключительно взаимодействие регоператоров субъектов. Что касается возможности принуждения к заключению договоров городских перевозчиков, то де-юре это невозможно. Те просто посмеются над нами, - отметили в "УК ООЛО".        

До члена совета директоров "УК ООЛО" Николая Хасиева дозвониться не удалось. Он, напомним, до конца прошлого года был гендиректором компании. Известно, что 9 января его дважды видели на совещаниях у губернатора Ленобласти Александра Дрозденко.

Примерно такую же позицию 47news услышал от нескольких владельцев полигонов. Они считают, что находятся в своём праве, когда заключают прямые договоры с перевозчиками.

“Прокуратура может говорить всё что угодно и трактовать, как вздумается. Можем и остановить, конечно, приём, но тогда в городе станет некрасиво”, - отметил один из собеседников.

Есть ещё один нюанс, пожалуй, генеральный. Если областной регоператор заключит договоры с городскими перевозчиками, то должен будет тратить деньги на захоранивание и платить перевозчикам, получая деньги от правительства Петербурга, что, в принципе, никакими нормами не предусмотрено. Вариант, на который сегодня намекает прокуратура - заключение трёхстороннего договора между транспортными компаниями,  "УК ООЛО" и полигонами. Но в таком случае регоператор будет выполнять функции бесплатного администрирования.

Ещё одна процедурная загвоздка - в том, что перевозчикам из Петербурга тариф устанавливает городской комитет по тарифам. У регоператора области - тарифы своего региона. “Как это склеивать - представить сложно”, - отметил один из чиновников.   

47news опросил нескольких перевозчиков. Все они единодушны: если полигоны области начнут отказываться от городского мусора, тот останется либо в городе, либо в лесах Ленобласти. Здесь отметим, что в городском активе есть два полумёртвых сортировочных завода - МБПО в Янино и на Волхонском шоссе, но их мощности слишком малы. Более того - после сортировки “хвосты” нужно всё равно везти на полигоны.   

Тем временем в петербургском комитете по благоустройству предпочитают мантру из очевидного, но малосодержательного: "В настоящий момент город не может хранить на своей территории твердые коммунальные отходы. Вместе с тем, вопрос о транспортировке отходов Петербурга на полигоны Ленинградской области был закреплен соответствующими документами". В прокуратуре настаивают на том, что вывоз петербургского мусора нужно взять под контроль. “Нужно было раньше думать. Да и теперь время есть у тех же полигонов. Ведь предостережение - достаточно мягкая форма, никто не требует прекратить приём отходов. Нужно лишь устранить нарушения”, - заочно успокоили в надзоре.

Но сложно представить, что в прокуратуре не осознают всю шаткость предложенной конструкции. Собеседники в правительстве Петербурга склонны предполагать, что предновогодний демарш стал реакцией на лозунг “Петербург заваливает Ленобласть мусором”, прозвучавший в форме вопроса от 47news Владимиру Путину на его пресс-конференции. Уже через несколько часов по этому поводу высказались губернаторы Александр Дрозденко и Александр Беглов. Последний пообещал как можно быстрее запустить мусорную реформу на своей территории. “Областная прокуратура и про себя сказала - мол, держит ситуацию на контроле,  и Беглову изящную шпильку вставила, поторопила”, - предположил один из чиновников, добавив, что 12 января - День прокуратуры.

По данным 47news, уже к вечеру 9 января на полигон в Самарке желали попасть десятки перевозчиков. Те, что помельче, могут и не сдержаться.

 

Виктор Смирнов,
47news