Ведомство Набиуллиной готовится раскрасить бизнес. Предполагается упрощение диалога банков с клиентами, ведь сейчас блокируют каждого пятого. Банкиры выходить на связь пока не готовы.
О планах создать новую систему контроля рисков компаний сообщил 15 октября РБК со ссылкой на главу департамента финмониторинга валютного контроля ЦБ Илью Ясинского. На форуме "Финополис" в Сочи он изложил принцип работы платформы Know Your Customer - "Знай своего клиента". Она должна помочь регулятору эффективнее бороться с отмыванием доходов.
Суть такова: компании и индивидуальных предпринимателей будут подключать к единой платформе ЦБ, где соберут информацию из платежных систем, кредитных и не кредитных организаций, органов исполнительной власти, а также данные правоохранителей и Росфинмониторинга.
- Аналоги у системы Know Your Customer уже есть - градация по так называемому принципу светофора уже давно действует в налоговой. Насколько я понимаю, сам алгоритм блокировки счетов останется прежним. Но если критерии отбора будут известны всем участникам, а не только банкам, бизнесу будет легче следовать правилам, - считает Александр Рокин, генеральный директор консалтинговой компании "Лодж", в прошлом - оперативник экономической полиции Петербурга.
Что касается скоринга (система оценки клиента), то смотреть на компании будут по сотне критериев. Список формирует Центробанк, оценивая как отрасль в целом, так и репутацию фирм. В частности, их участие в сомнительных операциях и регулярность уплаты налогов.
В зависимости от соответствия критериям, клиентам банков присвоят баллы. Максимум - десять. Набравшие меньше трех, попадут в "зеленую" категорию: за финансовыми операциями таких компаний банки будут следить без повышенного внимания. Компании, которые наберут от трех до семи баллов, станут "желтыми". Их станут проверять более тщательно. Самое пристальное внимание – к "красным". За операциями таких фирм регулятор будет следить онлайн.
Отметим, что сейчас банки могут блокировать счета компаний без объяснения причин. В этом случае бизнесменам приходится выкручиваться: обращаться к другим банкирам или расплачиваться с контрагентами наличными.
- Чаще всего это связано с подозрением в обнале. Но оказаться под колпаком можно по нескольким критериям - начиная с адреса регистрации компании и заканчивая финансовыми показателями. Например, к фирме из сферы грузоперевозок с двумя сотрудниками в штате и оборотом в 20 миллионов рублей в год у регулятора наверняка появится вопрос — а какими силами компания выполняет заказы, - поясняет Рокин.
Признаки, по которым нужно выявлять ненадежные компании, ЦБ перечисляет в рекомендациях. Так, под блокировку могут попасть компании, на счетах которых деньги не задерживаются - то есть переводятся транзитом. Претензии также появятся, если фирма не платит сотрудникам зарплату с расчетного счета, не оплачивает с него же аренду и коммунальные услуги, остатки по счету не сравнимы с оборотом, основания платежек не соответствуют профилю компании и со счета регулярно снимаются наличные.
По данным агентства MAGRAM Market Research, с начала года банки блокировали счета каждой пятой российской компании, в 10% случаев действия были связаны с подозрением в нарушении законодательства об обналичивании. Так что найти предпринимателя с оптом блокировки счетов 47news не составило труда.
- Такое с моими компаниями происходило не раз. Мы выходили на связь с сотрудниками банков, уточняли, какие документы нужно донести, какие привести в порядок. Партнерам мы объясняли ситуацию и просили отсрочки с платежами, а разблокировали счета в течение недели, - рассказал Филипп Жучков, генеральный директор ООО "Альтаир".
С чем именно были связаны претензии — он вспомнить затруднился.
По словам предпринимателя, разработка системы "Знай своего клиента" укладывается в общую концепцию вывода бизнеса из тени. Компании стали ответственнее приводить в порядок документы и проверять партнеров на сайте налоговой и с помощью онлайн-сервисов.
Впрочем, не исключены и форс-мажоры. Например, ситуации, когда клиента, который давно работал с банком, по сотне критериев ЦБ определят в "красную" категорию.
- Но такое бывает крайне редко, живые компании среди ненадежных не оказываются, - отмечает Александр Рокин, добавляя, что опытные фирмы вовремя находят неточности в налоговых документах и устраняют их.
В пресс-службе Северо-Западного отделения ЦБ России 47news заявили, что для таких случаев готовят механизм обратной связи.
- Клиент сможет оспорить попадание в ту или иную группу риска, но конкретный формат пока прорабатывается, - рассказали представители регулятора.
Насколько прозрачными станут отношения с клиентами после внедрения "светофора", у самих банкиров узнать не удалось. Из топ-20 банков России на запрос 47news ответили только в одном.
- Система может сократить издержки на использование внешних информационных систем. А также издержки, связанные с рассмотрением претензий клиентов, - сдержанно заявил представитель банка "Открытие" в СЗФО. - В итоге площадка должна снизить напряженность в отношениях между кредитными организациями и клиентами.
Того же мнения придерживаются в Северо-Западном управлении Банка России. Его представители добавили, что для внедрения системы потребуются поправки в закон "О банках и банковской деятельности" и 115-ФЗ "О противодействии легализации доходов, полученных преступных путем, и финансирования терроризма". Когда регулятор выйдет с нововведениями к законотворцам - не уточняется. Пока технические и организационные аспекты платформы только прорабатываются.
Андрей Карлов,
47news