Как пили жёлтую воду 50 тысяч жителей Кингисеппа, так и будут. Новых очистных не появится, и чиновники сливают мечты Путина о приходе бизнеса в умирающее ЖКХ.
На 20 ноября назначено заседание Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти по иску администрации Кингисеппского района к ОАО “Кингисеппский водоканал” (“КВК”). Чиновники требуют расторгнуть, казалось бы, незначительное концессионное соглашение на 15 млн рублей, заключённое в конце 2016 года на модернизацию объектов водоснабжения Кингисеппа. Среди претензий, например, нецелевая покупка плоскогубцев, отвёрток и краг. Впрочем, собеседники 47news в муниципалитете особо не скрывают, что расторжение необходимо для заведения на место частников государственного Леноблводоканала.
Разрыв концессии автоматически повлечёт окончание истории с попытками реконструировать водоочистные “Сережино”, построенные в 70-х годах прошлого века и питающие весь 50-тысячный Кингисепп. По оценкам администрации, их износ составляет от 70 до 90 процентов, а технология очистки давно устарела.
Новые очистные запроектированы и прошли экспертизу ещё в 2017-ом. Проект обошёлся “КВК” в 25 млн. В нынешних ценах строительство стоит около 1 миллиарда рублей. Принцип концессии обсуждался с того же 2017 года. Финансировать согласился Сбербанк, рассказали собеседники 47news в аппарате правительства Ленобласти. Предполагалось, что концессионером станет “КВК”, а концедентом либо Кингисеппский район, либо правительство Ленобласти. Процедурно концессия должна была проистекать из уже упомянутой на 15 млн.
По информации 47news, 17 сентября на имя губернатора Ленобласти Александра Дрозденко председатель Северо-Западного филиала Сбербанка Виктор Вентимилла-Алонсо направил письмо с предложением обсудить возможность реализации проекта. Но встреча вряд ли состоится. Послание спущено в комитет по ЖКХ и там осело у юристов, не склонных давать какие-либо рекомендации ни профильному вице-губернатору Михаилу Москвину, ни тем более Дрозденко. По крайней мере, так комментирует нам один из чиновников. “На уровне исполнителей выносить суждения опасаются. Придётся брать на себя ответственность. Та же самая ситуация в районе”, - отметил он.
Для понимания диспозиции скажем, что ОАО “Кингисеппский водоканал” было создано в 2008 году на месте банкротного муниципального водоканала. В уставной капитал “КВК” передали всю систему канализования. Система водоснабжения осталась за муниципалами и была передана тому же ОАО в аренду. В 2013 году процедура банкротства завершилась. Сто процентов “КВК” приобрело петербургское ООО “Водный мир”, владеют которым Наталья Глухова и Николай Богачёв. По данным СПАРК-Интерфакс, “КВК” завершил прошлый год с оборотом 166 млн и прибылью 15 млн. Конечный бенефициар, как говорят, бывший замначальника управления имуществом Октябрьской железной дороги и экс-советник гендиректора "Водоканала Петербурга” Дмитрий Серов. Ранее он входил в Совет директоров “КВК”, как и экс-глава администрации Виктор Гешеле.
Для осознания же того, почему проблема качества воды в Кингисеппе стоит в череде первых - достаточно фото.
Как видно, основная претензия в цветности. Если говорить об ощущениях, то вкусной её не назовёшь, а при кипячении жидкость источает неприятный запах. Причиной цветности является органика, вымываемая из почв. С такой водой Кингисепп живёт десятилетия. Всё потому, что город питается от реки Луга, берущей начало в новгородских и лужских болотах, которая попутно собирает воду из лесных рек и ручьёв. Немаловажно и то, что после проведённой в 80-х мелиорации в реку поступает вода с сельхозугодий.
Цветность воды определяется в градусах и регламентирована санитарными правилами. К населению она должна поступать бесцветной - такой она считается при показателе 20 градусов. Очистные по проекту 70-х рассчитаны на цветность исходной воды 80 градусов. Такие же, и ещё более худшие показатели, у заборной воды и сейчас. В периоды паводков и дождей цветность воды достигает 300 градусов. С помощью огромного количества реагентов её снижают до необходимого порога, но получается это не всегда. Из-за безвыходности ситуации превышения по этому параметру временно разрешены Роспотребнадзором, но до конца 2020 года. При этом администрация обязана выполнить уже два решения суда - по искам Роспотребнадзора и прокуратуры - о предоставлении населению чистой воды.
По словам специалистов, на старых очистных происходит одноступенчатая механическая очистка, после чего воду пропускают через песок и заливают реагентами. По факту их перерасхода пару лет назад даже было возбуждено уголовное дело.
старые очистные в Кингисеппе
Проект новых очистных подразумевает производительность 27 тысяч кубометров в сутки и двухступенчатую очистку с использованием микропеска и установок “ускоренного осветления”. В проекте также заложены онлайн-замеры качества воды, дистанционный контроль и автоматизация водоподготовки. Похожая технология реализована в эстонской Нарве, где схожие проблемы с водой, рассказали 47news в “Водоканале Петербурга”, который привлекался для оценки проекта.
Кстати, рассматривался в Кингисеппе и проект организации водоснабжения от подземных вод, но был признан нецелесообразным из-за количества необходимых средств и отсутствия гарантированных запасов воды.
Если о тарифной составляющей концессии, то, по словам собеседников 47news в Сбербанке, она рассчитана на 13 лет. Три из них должны были уйти на строительство. Рост тарифа для населения при этом не может быть выше установленного правительством России индекса 4-5% в год. Рост реального тарифа прогнозировался от нынешнего уровня 32 рублей 51 копейки до 70 рублей со второго года концессии и от 130 до 167 рублей с третьего. Разница между тарифом для населения и экономически обоснованным компенсируется, как известно, субсидиями Ленобласти.
По подсчётам банкиров за 11 лет межтарифка на возврат инвестиций и процентов должна составить 2,2 млрд. Возможно, в этой цифре и заложен ответ на вопрос, почему Ленобласть прохладно отнеслась к идее. С субсидиями, как известно, борются, но шизофренически, одновременно признавая их полезность.
Но даже если реконструировать очистные, останется проблема городских сетей протяжённостью около 100 километров. Их состояние сегодня таково, что залей в них хоть родниковую воду, до крана дойдёт грязная. Стоимость реконструкции оценивается в сумму от 450 млн (только ключевые магистральные водоводы) до 1,1 млрд (все сети, включая внутриквартальные). Реконструкцию планировалось сделать пролонгацией проекта новых очистных с привлечением как кредитных средств, так и денег из федеральной казны. Любопытно, что на этом настаивала сама Ленобласть. Таким образом, концессия бы стала весить уже 2 млрд.
Но с федералами уже не задалось. Как рассказали 47news в блоке ЖКХ регионального правительства, финансирование строительства очистных в Кингисеппе обсуждалось в Минстрое. Речь о пресловутой общероссийской программе “Чистая вода” по следам майских указов. Собеседники 47news в министерстве рассказывают, что с учётом предоставленной заявки и необходимых документов, за Ленобластью уже якобы был зарезервирован миллиард на финансирование концессии. Но в апреле нынешнего года областные чиновники неожиданно отказались от этого формата взаимодействия.
Тем временем, о неготовности Ленобласти к получению средств по программе “Чистая вода” недавно публично упоминал губернатор Дрозденко. Он корил председателя комитета по ЖКХ Александра Тимкова за неспешную подготовку документов для Москвы, вследствие чего регион не попал в программу.
В Сбербанке сверхдипломатично ответили на вопросы 47news о перспективах и сообщили, что заинтересованы в успешной реализации проекта.
“Банк провел анализ финансовой модели и возможного механизма реализации. С целью координации усилий Сбербанк направил губернатору письмо с просьбой о проведении трехстороннего рабочего совещания”, - ответили в пресс-службе.
Заметим, что для Сбербанка проект концессии на воде - один из пилотных и имеет вес более даже репутационный.
По словам вице-губернатора по строительству и ЖКХ Михаила Москвина, он за любую концессию, что не требует привлечения средств казны Ленобласти. Но роста тарифов и субсидий на межтарифку тоже быть не должно, считает он.
- Если оборудование новое, то компенсируются потери, которые несло предприятие на старом. Таким образом и бизнес зарабатывает, и тариф не растёт, - привёл свою логику Москвин.
Его подчинённый, председатель комитета по ЖКХ Александр Тимков, традиционно общения с прессой избегает. Новый глава администрации Кингисеппского района Юрий Запалатский считает, что когда на территорию зайдёт Леноблводоканал, он и будет оценивать целесообразность концессии.
- Правительство выделяет беспрецедентные деньги. Рост тарифа будет, конечно, но он будет контролироваться комитетом по тарифам, - полагает чиновник.
Отметим, что с Леноблводоканалом другие проблемы. Во-первых, он не может быть стороной концессии, пока его не наделят полномочиями - имущество у него в хозведении и решение принимают всё равно муниципалы. Во-вторых, в тех районах, куда уже зашло предприятие, рост тарифа зачастую превысил сто процентов, но средства уходят не на инвестирование, а на латание дыр за счёт казны области. Так, по данным комитета по тарифам, год назад в Волховском городском поселении Леноблводоканалу повысили тариф на 126%, и межтарифная разница выросла более чем на 400%. Но Волхов до сих пор остаётся одним из самых проблемных по авариям на сетях водоснабжения.
По словам директора “Кингисеппского водоканала” Тарлана Гасанова, неважно кто будет проводить работы по модернизации очистных, поскольку технологический процесс очистки воды такой, какой есть, и определённый набор мероприятий выполнять всё равно придётся.
- В любом случае, при любом эксплуатанте, будет рост тарифа. С просчитанной нами финансовой моделью никто поэтому и не спорит. Без механизма возврата инвестиций ничего работать не будет. При этом мы не просим деньги у Ленобласти. И мы же не против Леноблводоканала. Скажут, будем работать с ними. Но пока никакого отклика или решения мы не слышим и не видим, - отметил собеседник.
В финале скажем, что концессия в Кингисеппе уже третья масштабная попытка реализовать механизм частно-государственного партнёрства на территории Ленобласти. И третий раз начинание спотыкается. Так, с невероятным скрипом и неясными перспективами продвигается концессия на реконструкцию Ладожского водовода весом 3,8 млрд. В Тихвине построили котельную за 3 млрд, но забыли корректно посчитать стоимость сетей для неё. Теперь идёт бодание чиновников с концессионером в экспертизе, а толку от концессии нет.
Тем временем, многие уже подзабыли, с чего всё начиналось. После Госсовета в 2013 году Владимир Путин призвал передать бизнесу нерентабельное ЖКХ. Произошло это после того, как стало понятно, что силами государства такое хозяйство не реанимировать.
Виктор Смирнов,
47news