Павлу Устинову отменили арест, как шесть лет назад кандидату в мэры столицы Навальному. Так можно всем, но нужен резонанс. Есть ещё прецедент Подпорожья, но о нём мало кто помнит.
Мосгорсуд 20 сентября отменил арест начинающему актёру Павлу Устинову. На удовлетворение ходатайства заместителя генпрокурора Юрия Пономарёва судье Юлии Манеркиной хватило часа. Ждать вступления приговора в силу Устинов будет под подпиской о невыезде в подмосковном Щелково. В этом месте общество и не поняло, как можно выпустить только что приговоренного.
- Ситуация экстраординарная, но она соответствует закону. Сказать, что что-то не соответствует УПК, нельзя. Там есть статьи 108 "Заключение под стражу", 109 "Сроки содержания под стражей", 110 "Отмена и изменение меры", 389.1 "Право апелляционного обжалования". В статьях подпункты. Но судья как мыслит: "Я тебе срок даю, так ты же сбежишь", а, значит, "арестовать в зале суда". Хоть убийца, хоть взяточник. Чтобы подобное случилось, то есть вспомнили закон, нужен резонанс, - прокомментировал 47news известный петербургский адвокат Сергей Афанасьев.
Юрист смог припомнить лишь один случай подобный Устинову. Шесть лет назад из-под ареста на волне протестов ушёл приговорённый за хищения Алексей Навальный. Но об этой аномалии известно всем активным читателям новостей.
Точно так же, как сегодня аплодировали в Мосгорсуде и окрестностях, в июле 2013 года хлопали в ладоши в Кировском областном суде. Там в "аквариуме" сидели двое — кандидат в мэры Москвы Алексей Навальный и бизнесмен Пётр Офицеров. По "делу Кировлеса" первому дали пять лет, второму - четыре, но со своим представлением выступила прокуратура. В итоге суд решил, что до вступления приговора в законную силу Навальный и Офицеров будут находиться под подпиской. Понятно, что в битве за столицу он уступил Собянину, а через три года Верховный суд России отменил этот приговор.
Нормы права, которые перечислил Сергей Афанасьев, предполагают предельно гуманитарную вероятность – высшая инстанция может оправдать человека. И тогда получится, что пусть пару месяцев или даже неделю он страдал незаконно. Однако до сих пор этот вектор считается отклонением от российской нормы.
Впрочем, в России бывают и удивления, когда суд разрешает ждать на свободе вступления обвинительного приговора в силу. Буквально 9 сентября этого года Петроградский районный суд отмерил девять строгих лет за взятку в 5 миллионов 55-летнему главе администрации Подпорожского района Ленобласти Петру Левину. После того как чиновник услышал эти цифры, его домашний арест продолжился. Более того, уже приговорённый Левин общался с 47news.
В голливудских драмах и не только порой можно видеть сюжеты, когда герои после приговора пьют коктейли и посещают бейсбольные матчи. После возвращаются домой, берут сумку с вещами и с прощальным поцелуем говорят супруге: "Извини, мне пора в тюрьму". Подобные картины вводят отечественного зрителя в размышления западной цивилизации.
У нас так тоже можно, а судебная реформа нужна, судя по всему, в другом ее месте.
Александр Калинин,
47news