Голосование освободило от "ЕдРа" три десятка поселений. Это протест условиям жизни и засидевшимся руководителям - и это тенденция.

Муниципальные выборы показали, что жители Ленобласти настойчиво сигнализируют о необходимости перемен. За пять лет партия власти, как принято называть "Единую Россию", потеряла 9% голосов, набрав 74% в среднем по региону. В абсолютном выражении это 1528 мандатов, но в практическом эту цифру рассматривать не стоит. Она учитывает и стопроцентный результат в мало кому интересных с точки зрения управления отдалённых районах, и единицы, полученные в точках конкуренции.

Самый неожиданный провал партии, вроде как с заглавной буквы, следует зафиксировать, конечно, в Сосновом Бору. Единороссы взяли здесь три мандата из двадцати, что в цифрах даёт 15%, а в буквах — множество идиоматических словосочетаний от всех тех, кто узнавал о таком показателе в ночь подсчёта. Самое неприятное заключается в том, что Атомград является настолько закрытой структурой, что внешние силы толком и не могли повлиять на положение дел. Анализ победителей и проигравших говорит: и те, и другие по большей части относятся к "Росэнергоатому".

Возможно, повлияло резкое давление со стороны хозяина города Григория Нагинского, ведь полтора года назад из-за конфликта с его зятем пришлось уйти главе администрации Владимиру Садовскому. На эти выборы он пошёл самовыдвиженцем, победил с результатом под семьсот голосов, и это лишний раз доказало, что его в городе любят. Из команды сменщика, действующего руководителя Михаила Воронкова, прошло всего трое, включая его самого.

Элите Ленобласти ещё долго придётся объяснять в администрации президента, почему так получилось и почему нельзя было разобраться с бурлящими эмоциями без привлечения внимания. В конце концов, какую-то дельную причину найдут, поставят сами себе на вид и побыстрее забудут.

Если бы ситуация была единственной, на этом бы даже вряд ли заостряли внимание. Настоящий же провал стоит видеть ещё в 27 муниципальных образованиях, где "Единая Россия" фактически отпустила вожжи или, скажем корректнее, - бразды правления. Раз в этом списке не два-три поселения, как было всё те же пять лет назад, несложно увидеть системный политический сбой.

Самым обидным для государства всегда будет выявление точек протеста электората. В этой связи показательным может стать итог голосования в городе Мурино Всеволожского района. Валерий Гаркавый, руководивший здесь практически бессменно, видимо, не оценил угрозы со стороны переехавших в новостройки граждан. А можно сказать - горожан. То есть петербуржцев. Новое поколение муринцев, поселившись в высотках, на строительство которых он сам же давал разрешение, вовремя воспользовалось недовольством соседей по поводу качества и комфорта жизни. С учётом сверхнизкой явки в 13%, сделать это было несложно, ведь для победы требовалось не более 700 голосов. В итоге — сенсация чуть ли не российского масштаба, ведь у ЕдРа тут только 25%. Этого бы не произошло, если бы этих же кандидатов сняли по суду из-за того, что они использовали в в агитации вывеску компании "Мавис". Но не подействовало.

Коллеги Гаркавого уверяют, что он вообще не уделял времени предвыборным хлопотам. Посчитал, что за много лет у него сложился достаточный костяк электората. Правда, не учёл, что за последние пару лет управляемый им город увеличился раз в семь, и те, кому он мил, остались в меньшинстве. Теперь мы, кстати, будем наблюдать реализацию ленинской мечты - ведь огромным городом будут учиться управлять люди без управленческого опыта.

Любопытно, но самонадеянность сыграла не очень добрую шутку и с главой Бугров Генадием Шороховым. Конечно, он и его команда остались при власти, но теперь её придётся делить с коммунистами — на добавленном недавно из-за увеличения численности избирателей округе победили они. Точнее, вряд ли стоит видеть за ними настоящих носителей красного знамени. Скорей всего, речь тоже идёт о недовольных местных жителях.

А вот руководство Заневки долго делало вид, что заигрывает с электоратом, и даже пригласило в свою команду одну из гражданских активисток, вечно критикующую Викторию Шапиро. Ещё весной не стоило труда догадаться, в чём состоит план главы администрации Алексея Гердия, когда он говорил на публику, как рад её компании, и даже взял в команду ЕР. Надо ли говорить, что дама депутатом не стала, и вряд ли теперь у неё будет возможность продолжить социальную активность на прежних независимых началах.

Вопросы инфраструктуры привели к ещё более худшему результату в Кузёмкино Кингисеппского района. Здесь вообще не будет единороссов в парламенте. Местные жители, видимо, реализовали свою недавнюю угрозу о перекрытии трассы — настолько сильно "Газпром" разбил им дорогу. В Вистино ЕдРо получило лишь два мандата, и, скорей всего, реакция людей связана с курсирующими планами по строительству терминала минеральных удобрений. В приграничном Ивангороде тоже всё грустно — 40% у ЕР. Особо неприятно по этому поводу наверняка новому главе администрации Кингисеппского района Юрию Запалатскому, для которого день голосования стал первым взрослым испытанием в этой роли.

Без партии власти по традиции оказались Горбунки Ломоносовского района. Здесь девять из десяти — у эсеров, входящих в команду Дмитрия Фалалеева. Пять лет назад они наделали шума, отняв мандаты у единороссов, и тогда вину возложили на политического вице-губернатора Константина Патраева. Видимо, закон бумеранга: теперь его нет, а оппозиция в Горбунках - есть. Попытки снять эсеров через суды провалились, и, кажется, это был единственный пункт плана по борьбе с ними.

Не захотели видеть единороссов во власти Кировского района. Сразу в четырёх поселениях - Назии, Отрадном, Синявино и Шуме - парламенты могут быть свободны от партии власти.

Также за скобками на этой территории 47news видит и развязку давней интриги – противостояние главы Шлиссельбурга Номерова и сенатора Дмитрия Василенко, в прошлом мэра того же Шлиссельбурга. В самом финале, 6 сентября, задержали, а в день выборов арестовали депутата Отрадного Семенова, и 7 сентября силовики пришли как раз с обысками к Номерову и главе администрации Шлиссельбурга Рогозину – товарищам Семенова. Существует мнение, подкреплённое фактами, что Номеров имел амбиции и в целом в Кировском районе, и вёл своих кандидатов. Под знаменем ЕдРа - ведь помогал ему и глава исполкома областного отделения Владимир Бодягин. Если принять версию, что Василенко имел отношение к действиям вокруг Номерова, то формально он ударил по "Единой России". Посвященные же понимают – это не так. Он нанес удар по Номерову.

Аналогичная кировской - ситуация в Вырице, Сиверском и Сусанино Гатчинского района, где призовых мест у единороссов почти нет. Притом большинство победителей шли самовыдвиженцами, ведь, как мы рассказывали, многие на этих выборах не хотели себя связывать политическими узам с какими-нибудь движениями.

У каждой парламентской партии после этих выборов появится по одному уголочку стабильности, где они смогут, сформировав парламент, проводить нужную им политику. У эсеров, понятное дело, это Горбунки. У ЛДПР в колоде внезапно оказалось Мичурино Приозерского района. КПРФ явно радуется семи мандатам в Никольском Тосненского района.

В целом же, кстати, партийное руководство может быть довольно результатами этих выборов. Особенно в связи с тем, что как таковую кампанию никто не вёл, а количество полученных кресел по сравнению с прошлым периодом возросло.

На три оппозиционных партии пришлось 246 выигрышей, а в процентах это 11,64%. То есть у КПРФ - 135 мандатов (6,31%), у "Справедливой России" - 57 мандатов (2,71%), у ЛДПР - 54 мандата (2,62%). Кстати, коммунисты значительно увеличились в количестве, ведь пять лет назад у партий был примерно одинаковый результат. Самовыдвиженцев победило 286 человек - и это 13,87%

В этот раз предвыборная подготовка всех политических сил была практически равна нулю. Работа если и велась, то внутри борющихся групп. Быть может, стоит продолжать в том же духе. То есть тенденцию плавно превращать в традицию.

 

Юлия Гильмшина,
47news