Беспорядочный райдшеринг приравняли по степени опасности к детской порнографии. Теперь каждый недовольный сможет заблокировать все 229 агрегаторов совместных поездок. Вовремя - ведь некоторые сервисы засвечены в историях с убийствами и сдачей внаём паровозов.
Общероссийское объединение пассажиров (ООП) 29 июля направило в Государственную думу письмо с инициативой разработать механизм блокировки онлайн-сайтов бронирования поездок за сотрудничество с нелегальными перевозчиками. Как рассказал 47news председатель ООП Илья Зотов, к письму приложен список с названием 229 интернет-ресурсов, к которым стоит присмотреться. На его формирование у организации ушло три года - то есть всё время её существования. В списке же - весь топ сервисов для организации совместных поездок на транспорте, то есть райдшеринга: BlaBlaCar, "Яндекс.Автобусы", "Автовокзалы.ру", OneTwoTrip, "Туту.ру", "Связной.Трэвел".
Общественники считают: у каждого пассажира должна быть возможность пожаловаться на сайт бронирования поездок, если тот работает с нелегалами. Чтобы получить такой инструмент, надо внести изменения в федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
- Сайты у нас блокировать может только Роскомнадзор. Заблокировать можно за детскую порнографию, за экстремизм. Мы просто хотим, чтобы в этом перечне появилась еще одна строчка - "коммерческие компании, оказывающие транспортные услуги, заведомо опасные для жизни и здоровья пассажиров", - заявил 47news Зотов.
При этом лидер ООП отметил, что не настаивает на досудебной блокировке сайтов, как в случаях с публикацией призывов к массовым беспорядкам и экстремистской деятельностью. В подобных ситуациях, поясним, провайдер хостинга и оператор связи должны в течение 24 часов после уведомления Роскомнадзора заблокировать или сам ресурс, или страничку с опасной информацией.
Собственно, схему, опасную для пассажиров, Зотов описал 47news кратко, но ёмко:
- Регистрируют пять аккаунтов на пять легковушек, оформляют заказ на конкретное направление. Двадцать человек приходят в точку сбора в нужное место, а их там встречает не автомобиль, а непонятный автобус, куда всех и приглашает водитель, который непонятно, когда в последний раз отдыхал. К ним относятся и различные зазывалы, - заявил 47news Зотов.
Он тут же дал понять, что в его организации не имеют ничего против онлайн-бронирования мест на легковые автомобили. А наличие в "списке 229-ти" того же BlaBlaCar, популярного у межрегиональных путешественников, объяснил тем, что ООП провел глобальную работу по сбору вообще всех онлайн-сервисов заказа транспортных услуг.
Описанную представителем ООП схему действительно можно встретить, в том числе, и при доставке пассажиров из Ленинградской области в Петербург и обратно. Схожий метод, по мнению УФАС, практиковало ООО "Салют" на маршруте из Гатчины в Северную столицу. Под видом заказных перевозок такси с рекрутингом клиентов через зазывал компания, по сути, осуществляла регулярные перевозки автомобильным транспортом. Столбы на трассах 47 региона помнят изломанные бамперы маршруток "Салюта".
Как рассказали 47news в УФАС Ленинградкой области, претензии к такси "Салют" стала единственной жалобой на спорного перевозчика. Жалоб на тот же BlaBlaCar и схожие с ним сервисы в ведомство не поступало.
Общественники считают, что нелегалы занимают примерно 30% рынка пассажирских транспортных услуг России. При этом поясняют, что финансово их долю измерить сложно. Рассмотреть инициативу "Общероссийского объединения пассажиров" в Госдуме планируют в осеннюю сессию.
Сервисы онлайн-бронирования отличает дешевизна и минимальные требования к информации о клиентах. Так, например, самый бюджетный автобус из Санкт-Петербурга в приграничный финский город Лаппеенранта туда и обратно от лицензированного турператора стоит 900 рублей. В то же время, через сервис BlaBlaCar проделать такой же маршрут выходного дня можно за 300 рублей. В далёкое областное Подпорожье с вокзала на Обводном канале можно уехать за 610 рублей, а если с попутчиками через интернет - то за 300-350 рублей. Рвануть из Петербурга в Псков на автобусах можно за 600-800 рублей, а через специализированные сервисы - за те же три сотни рублей.
Дошло до того, что попутчиков через BlaBlaCar искал даже машинист поезда Петербург — Москва. Доехать от Московского вокзала до Ленинградского в кабине локомотива он, говорят, предлагал за 1300 рублей. Отметим, на том же скоростном "Сапсане" можно сгонять в столицу за 3 тысячи - и то если бронировать билет загодя. Разобраться со своим путейцем-предпринимателем пообещали РЖД, позже стало известно, что машиниста отстранили от работы.
Скорее всего, водитель, найденный через интернет, вряд ли поинтересуется возрастом пассажира и его гражданством. Так, например, будущий людоед Аркадий Зверев вместе со своей 12-летней подругой в октябре 2018 года приехал в Ленобласть из Сочи именно через интернет-сервис. Водитель остался равнодушен к личностям молодых пассажиров, которые через неделю попробуют на вкус студента из деревни Новинка.
А в декабре 2018 года поездка в Тулу с помощью сервиса райдшеринга стала смертельной для 29-летней управляющей двумя ресторанами Burger King Ирины Ахматовой. Её попутчиком оказался 39-летний сиделец Виталий Чикирев. Тело женщины найдут в лесополосе под Серпуховым.
Заместитель начальника управления транспорта Ленинградской области Михаил Присяжнюк констатирует, что нелегалов с гаджетами чаще всего можно видеть на таких направлениях "город-область", как "метро Купчино — Коммунар", "метро Рыбацкое — Никольское", "метро Звёздная — Гатчина" и, само собой, у метро Дыбенко, где полно зазывал подбросить до Кудрово. В управлении подобные конгломераты называют недобросовестной конкуренцией. Транспортные средства не проходят предрейсовый и пострейсовый контроль, зачастую в них нет огнетушителей, такой водитель не знает тахографа, его режим труда и отдыха никто не контролирует, его не ведёт по трассе диспетчер. Подобные фирмы не платят налоги, а организаторы упираются в непонятные ИП.
- Это форма недобросовестной конкуренции - по сути, нелицензированный перевозчик обирает пассажиров. Это минус деньги в казну лицензированного предприятия, минус из средств в обновление подвижного состава, - заявил 47news Присяжнюк.
Отметим, что осенью 2017 года Роскомндазор уже пытался заблокировать популярный сервис райдшеринга BlaBlaCar по требованию прокуратуры Тимашёвского района Краснодарского края. Надзорное ведомство считало, что сервис способствует незаконному предпринимательству. Однако сайт по-прежнему работает. Оперативного комментария о наличии или отсутствии страха перед инициативой ООП в ООО "Комьюто Рус" - российском операторе BlaBlaCar — корреспонденту 47news получить не удалось. Впрочем, согласно данным "СПАРК Интерфакс", нельзя сказать, что финансовые дела у популярного сервиса обстоят благополучно. По итогам 2017 года выручка компании составила 977 тысяч рублей при чистом убытке 72 млн рублей. Российское ООО "Комьюто Рус" является дочкой французской "Компания Комьюто С. А.". В России BlaBlaCar существует с 2014 года. Сервис предоставляет возможность водителю-частнику онлайн найти пассажиров для поездки. Он оповещает пользователей о своем маршруте и наличии свободных мест. Расходы, как правило, делятся пропорционально среди всех участников вояжа.
Александр Калинин,
47news