Росприроднадзор серьёзно взялся за борьбу с дикими карьерами на территории Ленинградской области. Об этом нам заявила исполняющая обязанности заместителя руководителя управления Росприроднадзора по СЗФО Анна Ковтун. Первый шаг в благородном начинании уже сделан: Росприроднадзор попросил областных чиновников представить список всех известных им нелицензированных карьеров. В ответе перечислялись 9 таких мест, которые решили посетить корреспонденты АЖУРа. Результат оказался сногсшибательным: председатель Комитета по природным ресурсам правительства Ленинградской области Михаил Дедов представил в надзирающий орган стопроцентную «липу»  –  перечисленные им карьеры уже давно не существуют.


Дикий карьер  –  это, грубо говоря, место поверхностного залегания строительного песка, гравия или глины. Место, которое строители вовремя обнаружили, привезли туда парочку экскаваторов и бульдозеров, раскопали, вывезли несколько сотен «КамАЗов» и свалили. Таких мест в области множество  –  благодаря геологическим особенностям территории. Особенно распространены они в Выборгском и Всеволожском районах. Количество диких карьеров растёт пропорционально крупным стройкам. Говорят, продажа песка с дикого карьера приносит до 300% прибыли. Рыночная стоимость самосвала песка - около 1000 рублей. С одного небольшого карьера можно за месяц вывезти около 600 самосвалов, что, соответственно, принесёт до 2 миллионов рублей.


И ответственность за такие художества весьма условна. По словам Анны Ковтун, самое страшное наказание, ожидающее браконьера недр (имеется в виду юридическое лицо), - 40 тысяч рублей штрафа. Столько стоят 40 самосвалов песка. При этом кому-то надо найти дикий карьер, установить фирму, которая на нём работает, и поймать «за руку» тех, кто вывозит с такого карьера песок. В 2007 году, как сказала нам Анна Николаевна, таких фактов в Ленобласти было официально выявлено 4.


Отношение нашего строительного бизнеса к недрам нетрудно увидеть на простом примере. В районе посёлка Первомайское мы увидели легальный карьер, где работает ООО «Ленстройинвест-Д». Прямо на месте нам предложили приобрести песок по цене 110 рублей за куб (без доставки) за наличные без финансовых документов и в любых количествах. Можно заключить и официальный договор в петербургском офисе фирмы  –  но там куб буде стоить уже 130 рублей. Налоги, понимаете ли. Вывод: за использованием недр даже на лицензированных карьерах никто не следит, а потому те, кто там работает, позволяют себе без опасений продавать песок как собственный - без оглядки на наличие в стране хотя бы налогового законодательства.


Поэтому инициатива Росприроднадзора крайне своевременна, если, конечно, за ней стоит реальное желание что-то изменить, а не очередная попытка отчитаться о проделанной работе. Во всяком случае то, что произошло сейчас, наталкивает на мысль о грандиозной мистификации.


Начальник окружного департамента Росприродназора Александр Обуховский просил председателя Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды правительства Ленинградской области Михаила Дедова предоставить результаты мониторинга использования минерально-сырьевых ресурсов на территории области. Мотивация не скрывалась: «...с целью предотвращения безлицензионного пользования недрами при добыче общераспространённых полезных ископаемых...»  –  написано в письме.


Михаил Дедов в ответном письме обстоятельно перечисляет 9 несуществующих мест с координатами. Видимо, предполагалось, что Росприроднадзор и областной Комитет по природным ресурсам обменяются ещё десятком писем, после чего несколько умудрённых опытом чиновников выедут на соответствующие места, обнаружат, что никаких действующих карьеров там давно нет, и отчитаются о проделанной работе. Мол, так и так, места безлицензионного использования недр выявлены и ликвидированы. Теперь у нас всё хорошо. Не исключено, что кто-то будет поощрён  –  за проделанную титаническую работу.


Если же предположить, что глава окружного Росприроднадзора Александр Обуховский искренне хочет убрать из Ленинградской области браконьеров недр, то действия Михаила Дедова можно трактовать однозначно: он глумится над надзирающим органом и сознательно его дезинформирует. Предположить, что глава профильного природоохранного комитета, занимающий этот пост уже с десяток лет, перечислив 9 несуществующих карьеров, 9 раз ошибся, случайно назвав их существующими, да к тому же ещё и незаконными, мы не можем. Это было бы совсем уж невероятно.


Правда, Анна Ковтун, когда мы рассказали ей о поездках по несуществующим карьерам и попросили прокомментировать стопроцентное несоответствие приведённых в письме данных объективной реальности, отреагировала неожиданно:

 – Хорошо, что вообще ответили!  –  усмехнулась Анна Николаевна.  –  Были случаи, когда они игнорировали наши запросы...


Прямо скажем, трудно представить, что при столь возвышенных отношениях между двумя уважаемыми природоохранными ведомствами кто-то найдёт в себе силы для реальной борьбы с браконьерством недр.


Ямы да мусор - и никаких ископаемых!


Мы объехали места из письма Михаила  Дедова. Все проверенные нами месторождения представляют собой заброшенные карьеры или свалки, кое-где ведётся строительство коттеджей.


Месторождение между населенными пунктами «Красная Горка» и «Орово» - это котлован, на глаз размерами 200-300 квадратных метров. Он находится  прямо рядом с  шоссе на Всеволожск. Вокруг - частные территории с постройками. Похоже, когда-то  это месторождение разрабатывалось. Но сейчас здесь безлюдно, а места, откуда, видимо, брали песок, припорошены снегом. Следов от машин, заезжавших на территорию, мы не обнаружили. О былой деятельности здесь может свидетельствовать только шлагбаум, на котором, впрочем, никто не дежурит.

 

Месторождение «Медное озеро» мы нашли довольно легко. От коттеджного поселка вокруг самого озера проходит лесная дорога, по которой можно проехать на легковушке или на джипе, но на «КамАЗе» - вряд ли. Этой дорогой редко, но пользуются. Скорее всего - охотники: по обеим сторонам размещены таблички, предупреждающие о том, что охота без путевок здесь запрещена. Карьер огромный. Наверное, не меньше 1000 квадратных метров. Он, видимо, использовался в советское время. На одном из его берегов сохранилось цементное укрепление времен Великой Отечественной войны. Следов разработки этого месторождения мы не заметили.


Месту, которое в документе именуется месторождением «Ленинское», мы бы не дали такого громкого названия. Это расчищенный от деревьев участок леса размерами не более 100 квадратных метров, граничащий с огромным котлованом - свалкой старых машин и разного бытового мусора. Как и свалка,  карьер не охраняется, хотя на съезде к нему с шоссе установлен закрытый на замок шлагбаум. Незадолго до нашего приезда здесь кто-то катался на снегоходе. Но, видимо, сочтя это место недостаточно просторным, быстро уехал. Мы заметили несколько ям, откуда могли брать песок. Но если это и делали, то, скорее всего,  не позже, чем летом или осенью.  


Карьер, расположенный в поселке «Стеклянный», выглядит так же, как и месторождение «Медное озеро». По размерам он, может, чуть менее глубокий. Местные жители подтверждают, что лет 20-30 назад он активно использовался, но потом долгое время стоял заброшенным. А примерно год назад здесь появились люди, бытовка и трактор. «Видимо, собирались что-то построить», - сказали нам. Но эти планы не осуществились, и несколько недель назад  трактор увезли, а бытовку разобрали. Все, что застали мы, – пара десятков срубленных деревьев, две пустые будки для собак, самодельный деревянный туалет, брошенные при  отъезде  столы и стулья.


О том, что на месте, где судя по описанию в документе расположено месторождение «Энколово»,  могли добывать полезные ископаемые, представить сложно. Сейчас это свалка и поле, покрытое льдом, под которым, не исключено, тоже мусор. Съезд с шоссе на Кузьмолово к этому «месторождению»  перекрыт цементными булыжниками. Дорога, с которой на шоссе когда-то выезжали большегрузные машины, уже давно не используется. Свалка явно  неофициальная: никого, кто бы ее охранял, мы не заметили.

 

Месторождения, названные в документе «Первомайское», «Энколово 1» и «Поршкино», нам обнаружить не удалось. Мы не заметили ничего похожего на карьер или хотя бы на свалку, дважды проехав по дороге от поселка Первомайское к поселку Кировское. В том месте, где должно располагаться «Энколово 1», проложен газопровод. А  карьер в местечке «Горы» около поселка «Порошкино», возможно, когда-то и был, но теперь здесь раскинулся элитный коттеджный поселок «Горки СПб». Рядом с ним тоже ведется коттеджное строительство.


Большая помойка


На несколько странное использование недр на территории Ленинградской области мы обратили внимание ещё в 2004 году в связи с историей, которая, как нам сначала казалось, будет развиваться совсем по другому руслу.


Нам тогда поступила информация о том, что на территории области действует немалое количество несанкционированных свалок, на которых непонятные люди зарабатывают сумасшедшие деньги. Речь шла о грубых нарушениях как природоохранного, так и налогового законодательства. Ведь на диких свалках не выполняются предусмотренные законом мероприятия, благодаря которым отходы не наносят серьезного вреда окружающей среде. Кроме того, люди, которые работают на таких свалках, не отслеживают, какой именно мусор к ним привозят, что особенно опасно - туда могут попасть отходы, содержащие чрезвычайно опасные токсичные вещества, за размещение которых на специальном полигоне надо платить немалые деньги.


Мы провели эксперимент: заехали на свалку, которая тогда функционировала в непосредственной близости от Мурманского шоссе. Результат превзошел все ожидания: нам предложили принять любое количество мусора за наличные вообще без какого-либо оформления документов. По самым предварительным подсчётам, мы пришли к выводу, что только эта, сравнительно небольшая свалка зарабатывает около 1 миллиона долларов ежегодно вообще без каких-либо вложений! Видимо, за исключением взяток чиновникам, которые позволяют происходить такому безобразию.


Более того, поездки по другим таким же свалкам привели нас к двум удивительным выводам. Во-первых, оказалось, что большинство из них располагаются в бывших карьерах, которые уже выработаны и по документам подлежат рекультивации. Рекультивацией там и не пахло, котлованы тупо заполнялись мусором за деньги, которые в основном платили на месте наличными водители приехавших грузовиков. Что привозилось на эти свалки - никому не известно, зато выяснилось, кому принадлежали многие из фирм, принимавших мусор на этих свалках. Это были люди, связанные с чиновниками, контролировавшими соблюдение природоохранного законодательства.


"Черный" миллион


Объезжая «липовые» карьеры, мы совершенно случайно наткнулись на один действующий. Он расположен в нескольких километрах от посёлка Первомайское в Выборгском районе Ленинградской области. На карьере работает ООО «Ленстройинвест-Д» - вполне легальная фирма с петербургским офисом и лицензией на использование недр (мы это специально проверили через региональное подразделение Роснедр). Нас заинтересовало, сколько можно заработать, эксплуатируя карьер, и как это реально происходит.

 

Наш корреспондент выяснил на месте координаты офиса компании в Петербурге, после чего состоялся интересный разговор с человеком, которого нам представили как технического директора ООО Валерия Черкасова. Наш корреспондент при этом представился представителем фирмы, которой срочно нужно 100 «КамАЗов» песка (1000 кубов) для стройки в Зеленогорске.


Валерий Иванович озвучил условия: он готов отгрузить и привезти нам на строительный объект песок за 320 тысяч рублей (320 рублей за кубометр). Кроме того, Валерий Иванович готов сделать то же самое дешевле - за 280 тысяч - но наличными, без проводки через бухгалтерию. Чтобы выполнить заказ целиком, ему необходимо 3 дня, за которые «Ленстройинвест-Д» заработает 280 тысяч рублей вообще без какого-либо официального оформления. Доходность такого бизнеса и представить страшно: почти 2 миллиона рублей в месяц или почти 24 миллиона рублей в год (мы считаем корректно – 20 рабочих дней в месяц). Это 1 миллион долларов в год «чёрных», нигде не учтённых денег.


Не с этим ли связано то обстоятельство, что глава областного природоохранного ведомства Михаил Дедов отчитался только о несуществующих карьерах?



Полностью текст статьи читайте в газете "Ваш Тайный советник" от 28 января 2008г.