С приходом сына экс-губернатора Ленобласти Густова на пост гендиректора "Газпром межрегионгаза" компанию тут же лишили существенных активов. В этом видят чуть ли не закат маститой дочки монополии. 

Одну из самых масштабных дочек газовой монополии, компанию "Газпром межрегионгаз" (МРГ), с 30 апреля ждут серьёзные структурные изменения. Началом турбулентности стало письмо члена правления Газпрома Елены Михайловой, возглавляющей департамент №105 по управлению имуществом и корпоративным отношениям. Документ адресован председателю правления Алексею Миллеру и датирован 12 апрелем. Отметим, в этот же день с должности руководителя МРГ ушёл казавшийся непотопляемым соратник Миллера Кирилл Селезнёв, а его место занял Сергей Густов, сын бывшего губернатора Ленобласти Вадима Густова.

Заголовок письма - "О реструктуризации ООО "Газпром межрегионгаз" - вполне доходчив. 

Михайлова предлагает повысить эффективность управления активами "Газпром межрегионгаза". В переводе с корпоративного это по логике означает, что в настоящее время управление так себе. Прежде всего, член правления предлагает усилить контроль за предприятием: теперь, все сделки "Межрегионгаза" и его подконтрольных организаций с недвижимым имуществом и акциями должны согласовываться с Газпромом. Все назначения на ключевые должности также будут утверждаться в головной компании. Коррекции подвергнут и штатное расписание. Немаловажна для менеджмента и намеченная ревизия должностных окладов.          

По данным СПАРК-Интерфакс, выручка "Газпром межрегионгаза" за прошлый год составила 882 млрд рублей, убыток 16 млрд рублей. Является стопроцентной дочкой Газпрома. Основной вид деятельности — реализация в РФ природного газа. Неосновных направлений ещё несколько десятков. Если понятийно, до последнего времени, это одна из самых мощных компаний монополии. 

Ещё более интересна судьба активов "Межрегионгаза" в сфере финансовых рынков, топливно-энергетического комплекса и агрохимии. До 30 апреля они должны перейти в доверительное управление к ООО "Газпром капитал" (занимается вложением в ценные бумаги), а до конца года -  в собственность этой структуры. Речь о долях и акциях в 47 компаниях. Причём в списке-приложении такие тяжеловесы как банк "Россия", "Газпромбанк", "Интер РАО", ОГК-2, "ФСК ЕЭС", "Россети", "РусГидро", "Мосэнерго" и ТГК-1. Есть и пара итальянских компаний, а также  дочки и внучки Газпрома.

 

Аналогичным образом "Газпром межрегионгаз" лишится активов в области социальной сферы, управления недвижимым имуществом, а также компаний, которые "потребуют последующей реструктуризации". Этот кусок до 31 декабря нынешнего года поглотит ООО "Газпром торгсервис". Среди контрактов этой дочки Газпрома как поставка сахарного песка, печени и окорочков для своей же УК "Газпром питание", так и управление арендованным имуществом и организация банкетов. Кстати, вышеуказанным письмом предлагается назначить на должность гендиректора "Газпром торгсервиса" нынешнего начальника управления по имуществу и корпоративным отношениям "Газпром межрегионгаз Москва" Елену Секарину. То есть забирают и людей. Некая ирония есть в том, что, как говорят, Густов привёл своего человека на управление имуществом. Но как стало понятно, работы для него убавилось. 

Параллельно все интересы МРГ в сфере сжиженного природного газа подберёт дочка монополии "Газ-Ойл". Компания специализируется на развитии технологий производства, хранения и транспортировки СПГ. Туда же 22 апреля перешёл начальник юридического управления "Газпром межрегионгаза" и директор дочерней структуры "Газпром газэнергосеть" Сергей Иванин. Список компаний, которые перейдут "Газ-Ойлу", прилагается. Также сообщается, что оно будет переименовано в "Газпром активы СПГ".

photo_2019-04-29_23-34-21.jpg

Любопытно, что в нём есть компания "РусХимАльянс". Фирма является оператором проекта создания интегрированного комплекса по переработке этансодержащего газа и производству сжиженного природного газа в Усть-Луге. Когда стало известно, что Кирилл Селезнёв покидает МРГ, Газпром сообщал, что он уходит на должность гендиректора "РусХимАльянс". Таким образом, после после перехода под крыло "Газ-Ойла" Селезнёв будет избавлен от внимания и контроля преемника в лице Сергея Густова. Мелочь, конечно, в канве тектонических изменений в Газпроме, но Селезнёву должно быть спокойнее.  

Ещё одной существенной потерей стала передача договоров на продажу нефтепродуктов на внутреннем рынке уже упомянутой выше "Газпром активы СПГ". Отметим, что это особенно крутой разворот. Еще год назад профильные энергетические порталы сообщали, что бизнес "Газпрома" в области поставок продукции переработки жидких углеводородов всё больше концентрируется в "МРГ". Компания была допущена до всех торгов на специализированных биржах, а сумма контрактов достигла 256 млрд рублей.

В канву отъёма полномочий у "Газпром межрегионгаза" вечером 29 апреля РБК сообщил, что в рамках реструктуризации, "Газпром межрегионгаз" передаст "Газпром инвесту" функции по газификации. Это следует из письма той же Михайловой главе "Газпром инвеста" Вячеславу Тюрину от 24 апреля, попавшего в распоряжение коллег. "В 2005–2017 годах "Газпром" потратил на газификацию 324,7 млрд руб., или примерно 20–30 млрд в год", - добавляет издание

В такой диспозиции не удивительно, что у "Межрегионгаза" отобрали даже офисный центр в посёлке Сосенское в Москве. В нём располагался столичный филиал компании. До 30 июня здание должно быть передано в собственность ПАО "Газпрома".

Впрочем, у МРГ останется головной офис на набережной Адмирала Лазарева в Петербурге.

По словам пресс-секретаря председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера Сергея Куприянова, глобально реорганизация ведётся для оптимизации управления строительством в Газпроме. "Это затрагивает и МРГ, поскольку компания отвечала за программу газификации", - отметил Куприянов. На вопросы об остальном сброшенном функционале "Межрегионгаза" представитель Миллера ответил коротко.

- Это делается для того, чтобы деятельность компании была сконцентрирована именно на газе, - ретранслировал политику монополии собеседник.

Если же послушать сотрудников "Межрегионгаза" и участников рынка, то понятны два мнения. Смысл первого в том, что с уходом Селезнёва, проработавшего 15 лет на этой должности, МРГ ободрали как липку.

- Основное направление - снабжение газом, но эта отрасль жёстко регламентирована и зарегулирована. Зато остальные виды деятельности были более вольными, там могли появляться посредники, что создавало вариативные условия для действий менеджмента, - отметил один из опрошенных, добавив, что есть мнение - закат МРГ продолжится.

В то же время, собеседник близкий к нынешнему топ-менеджменту МРГ, считает, что избавление от непрофильных активов - благо:

- Что плохого в том, чтобы предприятие, созданное для поставки газа, только этим и занималось? С точки зрения общей канвы реорганизации Газпрома это логично. Тем более, Густов имеет опыт в этом направлении, - ответил он, видимо вспоминая его работу в "Газпром газораспределение".

Заметим, что на фоне приличного "облегчения" компании, Густову достались многомиллиардные долги, в особенности на Кавказе.

Виктор Смирнов,
47news