Впервые за 11 лет в России выросли продажи пива. Помогло лето и футбольные  болельщики. Участники  рынка рассказали 47news о динамике на 2019 год. Эксперт же говорит об иллюзии.   

Два крупных российских производителя пива – "Балтика" (принадлежит датской компании Carlsberg Group) и международная AB InBev Efes 7 февраля сообщили 47news об увеличении объемов своих продаж –  на 2% и 2,5% соответственно. Предприятия связывают рост с жарким летом и чемпионатом мира по футболу, проходившим в России с 14 июня по 15 июля. Аномалию подтверждает и исследование маркетинговой компании Nielsen. По данным аналитиков, переданным нашему изданию, продажи выросли на 7,5% в городской и сельской местности. При этом Росстат зафиксировал рост производства в 2018 году на 2,5%, до 774,7 млн дал (1 дал – декалитр – равен 10 литрам).

Однако некоторые игроки отмечают обратную реакцию. Например, основатель "Василеостровской пивоварни" Николай Митчин рассказал 47news, что в этом году его фирма находилась в стагнации. "Мы таким оптимизмом не полны. У нас немного другая ситуация. Если раньше из года в год мы росли, то в этом году продажи не изменились – такие же, как и годом ранее", - поделился бизнесмен. Также, по его словам, в этом году в отрасли ожидаются "сюрпризы".

"Мы все зависим от регулирующих органов, все в ожидании новых инициатив от правительства. Поэтому мы каждый год как на вулкане. Скорее всего, показатели не рванут вверх. Даже готовимся к небольшому падению продаж", - добавил Митчин.

Согласно данным аналитической системы СПАРК-Интерфакс, оборот "Василеостровской пивоварни" в 2017 году составил 474 млн рублей, чистая прибыль – 50 млн рублей.

Все же большинство производителей настроены позитивно.

"Все сложится, если правительство не будет вводить дополнительных регуляторных ограничений. Тут можно рассчитывать на стабилизацию и даже рост рынка", - отмечает Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes.

Мнения экспертов и пивоваров о росте продаж разделились. Гендиректор НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский считает, что роста объема розничных продаж пива в прошлом году в России не наблюдалось.

 "Потребление пива последние 10 лет снижалось не только из-за роста акцизов, проблема еще в демографическом кризисе в России: численность населения в группе потребителей пива – от 18 до 55 лет – упала с 2007 года на 10 млн человек. Даже мощная рекламная кампания в период подготовки и проведения чемпионата по футболу не помогла, так как эта реклама усилила конкуренцию между пивными брендами, но никак не повлияла на общее потребление пива в нашей стране. В 2018 году начал зарождаться полноценный учет розничных продаж пива, в связи с этим и возникает иллюзия повышения объемов розничной реализации этого алкогольного напитка", - объяснил Максим Черниговский, добавив, что в этом году роста также ждать не стоит.

Отметим, объем производства пива в 2017 году в России, по данным Союза российских пивоваров, сократился на 4,9%, до 744,5 млн дал, продажи пива в тот же период сократились на 10,8%, до 749,6 млн дал.

Напомним, последние полгода в правительстве РФ обсуждают предложения по регулированию в области производства алкогольной продукции, в том числе и в пивоварении. Так, например, Росалкогольрегулирование предложило установить минимальную розничную цену на пиво. Кроме того, ведомство прорабатывает вопрос создания универсальной маркировки для пивоваренной продукции. В Минфине пока оба предложения назвали не проработанными. Еще одна инициатива Росалкогольрегулирования касалась индивидуальных предпринимателей. Ведомство предлагало запретить им торговать пивом. Чиновники считают, что это  будет способствовать снижению нелегального производства алкоголя, а ИП просто могут сменить свой статус на юридические лица.

Кроме того, Роскачество предложило изменить ГОСТ и прописать разницу между пивом и пивным напитком. Если инициативу одобрят, то пивом можно будет назвать только тот алкоголь, где содержится не менее 80% солода.

Участники же рынка считают, что если поправки примут, то в первую очередь пострадают небольшие пивоварни.

При этом в Госдуме рассматривается законопроект о рекламе алкогольной продукции, принятый в декабре в первом чтении. Он предлагает разрешить рекламировать пиво во время спортивных трансляций, в прессе, а также на спортивных теле- и радиоканалах. Также авторы выступают за возвращение ​рекламы солодового напитка на телевидение и радиостанции в ночное время и ратуют за отмену запрета на использование в рекламе образов взрослых людей и животных. Патриарх Кирилл, например, против.

Максим Мунгалов,
 47news