Доля премиальных банковских карт по итогам 2018 года выросла до 20%, тогда как еще в 2017 году составляла 4%, а в 2011-м — всего 1%. Об том "Известиям" во вторник рассказали в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
Как сообщил президент АКИТ Артем Соколов, новая тенденция оборачивается серьезными последствиями для торговли и потребителей. Банки берут повышенную комиссию за эквайринг (услуга, которая позволяет торговле принимать пластик) премиальных карт. Для сравнения: для обычного пластика она составляет 1% от объема платежа, для премиального — 2% и выше.
Комиссия по эквайрингу всегда закладывается ритейлерами в цену товаров. Чем выше ставка, тем выше и стоимость, речь идет о прямой зависимости, подчеркнул Соколов. Глава АКИТ отметил, что сейчас безналичный способ оплаты покупатели используют в 60% случаев, в итоге комиссия по эквайрингу увеличивает цену товара на 1,5% у крупных ритейлеров и до 2,5% в небольших магазинах.
— В общем объеме оплат доля премиальных карт увеличивается с каждым годом, что выглядит странно на фоне падающей покупательной способности населения, — отметил Артем Соколов. — Это свидетельствует о том, что банки, скорее всего, снижают требования к премиальным продуктам, делая их доступными для все большего количества клиентов.
Он подчеркнул, что некоторые кредитные организации требуют от владельцев премиальных продуктов соблюдения целого ряда условий и предоставляют их только клиентам, имеющим внушительные суммы средств на счетах, взимают плату за обслуживание. Но есть и те, кто раздает премиальные карты всем желающим.
— При таком подходе эквайринг будет только дорожать, — отметил он.
По мнению Артема Соколова, справедливая величина банковской комиссии не должна превышать стоимость обслуживания наличных средств в 0,3–0,5%.
Увеличение доли премиальных карт на рынке увеличивает расходы розницы, согласен с АКИТ председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков.
— Ставка эквайринга по премиальным картам выше, поскольку расходы на выполнение маркетинговых обещаний (например, скидки, кэшбэк — ред.) по таким картам больше, — пояснил он.