Прокурор Марков доказал - и теперь районы Ленобласти больше не могут распоряжаться всей государственной землёй. Хоть задумка была иная, теперь миллиардный мандат - у городских. Всеволожский Низовский уже видит, как в Токсово и Морозовке уводят всё, что не успели.

Тихо и без единого замечания во вторник, 25 декабря, депутаты Законодательного Собрания Ленинградской области отменили два законопроекта, наделявшие районы полномочиями по распоряжению неразграниченной государственной собственности. Теперь всей землёй, не имеющей владельцев и находящейся в городских поселениях, будут распоряжаться администрации городских поселений, и только в сельских — районные.

Строго говоря, инициатором процедуры стала прокуратура Ленобласти, руководитель которой, Борис Марков, лично подал иск на отмену документа № 141, принятого в декабре 2015 года. Если без витиеватостей, напомним - тогда изменился Земельный кодекс, и по нему распоряжение государственной землёй перешло с уровня районов к поселениям. Этому так ужаснулись в Доме правительства, что придумали нормативную двухходовку. Сначала забрали денежные функции на уровень региона, но тут же отдали их районам.

Красочней всего объясняют, что же стоит за этими самыми полномочиями, результаты деятельности экс-главы администрации Всеволожского района Владимира Драчёва. Мы доказали: благодаря им он раздал 552 Га, что равно трём Монако, а стоит 5,3 млрд рублей. Притом три четверти щедрости пришлось на его близких знакомых и даже сына. Сделки до сих пор считаются законными.

Возможно, страна не потеряла бы столько гектаров, если бы прокурор Марков занял эту должность в тот самый 2015 год. Леноблсуд согласился с ним и постановил, что Ленобласть вообще не могла забирать эти полномочия себе, а следовательно, и кому-то их передаривать. В качестве обоснования там заметили, что раз в Земельном кодексе прописано отдать их на уровень поселений, то и не нужно было спорить. "Областной закон № 141-оз принят Законодательным Собранием с превышением установленных полномочий", - говорится в решении судьи Ночевник. Кстати, в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика - то есть парламента - привлечен губернатор Ленобласти.

Любопытно, что и Земельный кодекс за это время поменялся. Согласно поправкам, с 1 января 2017 года районам официально передали право на распоряжение землями, находящимися в сельских поселениях. А вот теми участками, что в черте городских поселений, и пользоваться должны городские поселения. Раз суд схлопнул надстройку в виде придуманных властями дополнительных законов, районы Ленобласти вынуждены расстаться с той собственностью, что не разграничена и расположена в городах.

На анонимных началах в надзорном ведомстве рассказали 47news, что не рассчитывали именно на такой исход событий.

- Мы оспаривали карт-бланш районных властей и были уверены, что земельный мандат автоматически перейдёт региону. Теперь получится какая-то неразбериха. Как бы всё не разбазарили, - честно признались там.

Вмешаться в ситуацию мог комитет по управлению государственным имуществом (КУГИ). Но председатель Эдуард Салтыков объяснил журналисту 47news, что судебная практика других регионов указала на бесперспективность этого.

- Можно было и до Конституционного суда дойти, но бессмысленно. По сути, изменения мало кого заденут. Посмотрите сами. Города - столицы районов давно лишились администраций, так что они не подпадают. Такие районы, как Волосовский, Сланцевский, Тихвинский, это вообще не заденет ввиду отсутствия городов. В Кингисеппском, к примеру, действие распространится всего на один Ивангород, - уверен он.

Впрочем, понятно, что в свете поправок рассуждать стоит не об этих отдалённых районах, а о тех, где земля всегда считалась самой желанной. Три года назад мы провели небольшое исследование, выяснив, власти каких территорий, опасаясь, что у них отнимут компетенцию, стремительней остальных брались за штампы. Всеволожский отказался от сотрудничества - и только после ухода Драчёва стало ясно, почему. Дальше шли Киришский, Тосненский и Ломоносовский.

Собеседники 47news уверены, что трудней всего придётся главе администрации Всеволожского района Андрею Низовскому. Его сотрудники о произошедшем в принципе не могут говорить в приличных состояниях, а сам он предвидит хаос. Из девятнадцати поселений тут девять городских, но скоро городом станет и Мурино, а в перспективе пора бы и Новодевяткино.

- Вы счастливы от нововведений? - спросили мы у Низовского.

- С одной стороны, да, меньше нагрузки в плане земли. Сложно разумно управлять такими земельными ресурсами, как у нас. С другой стороны, есть такие поселения, как Рахья, Токсово, Морозовка, по поводу которых я уже испытываю напряжение.

- Не уверены, что всё уйдёт, куда надо?

- Скорее, так: не уверен, что всё не уйдёт.

- Много осталось активов, чтоб волноваться?

- Конечно, не много, но то, что есть, явно исчезнет. Хаос будет, сотрудников толковых ни у кого нет. Справятся только в Заневке, Сертолово и Кузьмолово. Представьте, что будет с Токсово, там элементарно людей компетентных нет.

- Все сидят.

- Те, кто не сидит, боятся шелохнуться. Честно говоря, удивлён позицией КУГИ. Я бы на месте Салтыкова дал 3-6 месяцев подготовиться, проинвентаризировать.

Важность последней мысли подтвердил опрос глав большинства городских поселений Всеволожского района - все они признались, что сами не знают, каким объёмом площадей им предстоит овладеть.

Так, глава Всеволожского района и одновременно Токсово Ольга Ковальчук заметила, что уже размышляет с коллегами о возможности отказаться от прокурорского подарка.

- Токсово — особая территория. Лучше, чтобы у наших не было никакого соблазна. У нас нет специалистов, так что обсудим с депутатами, может, передадим полномочия району. Хотя у нас свободной земли фактически уже нет. Разве что с садоводствами придётся разбираться. А так людям, может, и удобней в поселение ездить, а не в район, - размышляет она.

Глава администрации Рахьи Виталий Воробей тоже уверен, что в его зоне ответственности неразграниченной земли мало, но он не считал, сколько именно.

- У нас в основном лес и земли Министерства обороны. Раз руководство решило нам передать, значит, так надо, - заметил он.

Не задавалась целью выяснить, какое именно богатство теперь у неё есть, и глава администрации Свердлова Ирина Купина.

- Мы рады, ведь лучше знаем свою территорию, и нам будет легче ею распоряжаться. Конечно, в первую очередь заботимся о жителях, им будет проще заниматься оформлением своих участков. Нам-то работы прибавится, - под конец спохватилась она.

Глава Рахьи Ирина Куликова тоже уверена, что больших государственных участков в границах муниципального образования нет, а остались только маленькие, годящиеся под индивидуальное жилищное строительство. Глава Кузьмолово Виктор Воронин и вовсе готовится "к кропотливой работе".

- Никто лучше, чем первый уровень, не знает, какие участки и кому распределять. Контакт с земельной комиссией района у нас был постоянный, но приходилось объяснять, что и зачем нам надо. Хотя пятен как таковых у нас не очень много, - уверен он.

Глава администрации Заневского городского поселения, в состав которого входит город Кудрово, Алексей Гердий, на звонок 47news не ответил. Вряд ли стоит считать, что он и его товарищ, глава МО Вячеслав Кондратьев сильно будут сопротивляться произошедшему. Мы рассказывали, как тому же Кондратьеву доставалась за копейки государственная земля. Сам Гердий не стесняется переводить под массовую жилую застройку свои участки, ранее тоже принадлежавшие стране. 

Глава администрации будущего города Мурино Валерий Гаркавый уверен, что у него и оформлять-то будет нечего.

- Может, три метра придётся прирезать/отрезать в частном секторе. А так земли у нас крайне мало. Но чем её меньше, тем меньше проблем, - считает он.

Кстати, до новых выборов во Всеволожске всё ещё существует администрация, и формально она сможет распоряжаться землёй.

- Как это будут делать без сотрудников - не подозреваю, - не знает Андрей Низовский.

Его коллега из Ломоносовского района Алексей Кондрашов лишь заочно пожалел товарища, заметив, что, кроме как во Всеволожском, вряд ли где-то глобально что-то поменяется.

- У нас четыре городских поселения, может, предстоят трудности в Лебяжьем и Большой Ижоре, но не более. Там рядом военные земли, не поставленные на кадастровый учёт, и вечно разборки, как их использовать. Хотелось бы стабильности, гонять туда-сюда документы тяжело, - прокомментировал он.

Парирует глава Тосненского района Виктор Захаров: "У нас проблем не будет, на местах специалистов много, зато нам проще работать".

На зудящий вопрос, что будет со всеми сделками, после отмены закона вроде как оказавшимися как раз вне закона, Эдуард Салтыков ответил так: "Ничего не отнимут".

 

Юлия Гильмшина,
47news