Мошенничество с землёй на 7 млрд грозит заблокировать трассу "Санкт-Петербург — Колтуши". Ещё без собственности оставили военных, а 50 Га леса и вовсе не считаются. Всеволожские власти раскрыли схему, как заработать на словах "опушка" и "ошибка".
Наконец на государственном уровне описана схема увода земли в Ленинградской области. Как стало известно 47news, глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский в ходе расследования уголовного дела, где фигурирует ОПГ из числа руководства Кадастровой палаты, официально указал, как ещё до него расползалась территория.
На прошлой неделе мы писали, что в материалах этого дела фигурируют 138 Га на 7 млрд рублей, экс-замглавы Кадастровой палаты Сергей Храмов и компания "Квадрант-В". Если поизучать, можно дойти до авторитетных имён из буйного прошлого вроде Кумарина и Ефимова. Сегодня время узнать, как именно похищали землю, тем более что Низовский направил соответствующее письмо в Следственный комитет.
Судя по тому анализу, что есть на данный момент, основным ключом в этом сценарии являлся термин "исправление ошибки местоположения границ". Во всех случаях кадастровый инженер Марина Пыжикова приносила в Росреестр межевой план и настаивала, что юридические и физические границы конкретного надела не совпадают.
Здесь стоит заметить, что кадастровый инженер не является сотрудником государственного органа власти. Он вообще может относиться к любой коммерческой структуре, в том числе однодневке. Собеседники 47news из числа руководства Кадастровой палаты настаивают, что этих людей используют в течение ограниченного времени, примерно одного года. Интересант не обязательно тесно связан со специалистом. Это просто нанятое лицо, имеющее право на оформление землеустроительных документов. После начала любых проверок с инженером, как правило, разрывают договор. Однако ответственность остаётся на нём.
К межевому плану Пыжикова прикладывала результаты геодезических испытаний. Этот строгий термин в реалиях означает, что она описывала, как долго земельный участок существовал именно в нужной местности. В качестве доказательства этого обычно указывалось наличие заборов, или, как их именовали официально, "объектов искусственного происхождения". Иногда присутствовало более милое - "опушка леса". Якобы эти ландшафтные отметки располагались здесь более пятнадцати лет, что даёт по законодательству возможность оформлять новые границы земли. При этом площадь перемещаемого участка ничуть не сокращалась, оставаясь в точности в тех же размерах, что и раньше. Так что формальных придирок вроде как ни у кого быть и не должно было.
Этого для Росреестра было достаточно, чтобы оперативно оформить все нужные правки. В большинстве случаев территория, куда "сажали" необходимый кусок, оказывалась неразграниченной, то есть государственной. Теоретически получать доход с неё, в том числе с аренды и продажи, должна была администрация района. Причём, масштаб происходящего говорит либо о том, что в Росреестре совсем нет системы контроля за подобного рода изменениями, либо наоборот, о них были в курсе.
Изучив историю процедур, в администрации выяснили, что изначально в представленных межевых планах отсутствовали сведения о границах земельных участков, равно как не было таких сведений и в графической части плана. Следовательно, исправлять было нечего. Кстати, отдельным листом прикладывалось согласие собственника надела на изменение местоположения его актива. То есть владельцы, по всей видимости, знали, в какой авантюре участвуют.
Мы уже неоднократно рассказывали, что в подобных случаях использовался так называемый бумажный пай. В советское время право собственности на землю выдавалось на небольшом листочке, без конкретного указания адреса. С границами ещё тяжелее - их начали устанавливать только во времена становления России, так что привязыванием к местности может похвастаться далеко не каждый лендлорд. Всё это дало возможность пристроить землю далеко от тех рубежей, где располагались совхозы "Выборгский" и "Щеглово".
Такая земельная политика привела к тому, что в перспективе возникнут трудности с расширением дороги "Санкт-Петербург - Колтуши". Два участка площадью 1,7 Га улетели от АОЗТ "Выборгское" на расстояние 2,2 и 2,3 километра и частично легли на полосу отвода этой трассы. В администрации Всеволожского района уверены, что ГКУ "Ленавтодор" теперь не сможет толком доказать границы полосы отвода автомобильной дороги, что "в последующем может привести к препятствию движения". Кстати, оба надела принадлежали братьям Чилингарян, замеченным во владении странным гектаром на берегу Ладожского озера.
Отловить эту, скажем так, ошибку, специалисту было бы не сложно. Хоть это и противоречило Земельному кодексу, каждый из участков располагался не только в разных кадастровых кварталах, но в разных поселениях. К примеру, осколки одного и того же можно найти как в Заневке, так и во Всеволожске. Притом, если взглянуть на публичную кадастровую карту, тот кадастровый квартал, что указан в цифровом адресе, находится и вовсе в Янино.
Насчёт Чилингарянов: доказано, что к делу правильного оформления другого участка, 1 Га рядом с Ладогой, подошли ещё наглее. Мало того, что нарисовали его на 25 километров дальше от кадастрового квартала, к которому он должен быть приписан, так ещё и захватили кусочек леса. До сих пор он является федеральной собственностью, а в администрации Всеволожского района нет сведений об исключении этой части из государственного лесного реестра. Другой их же участок величиной в 1 Га и вовсе распростёрся сразу и на деревню Заневка, и на Кудрово, хотя, судя по кадастровому кварталу, располагаться должен во Всеволожске.
С ещё меньшим тактом взялись за создание надела, принадлежавшего упоминавшемуся нами ранее Владимиру Естропову. Его земля площадью 5,4 Га налезла на ту, что ранее предоставлялась воинской части. А вот к лесу организаторы схемы и вовсе относились без особого трепета. По крайней мере, поместили прямо в него три участка площадью 49 Га.
Второе место по дальности расстояния, на которое удалось отбросить владельцев участков, после братьев Чилингарян занимает Пётр Фирсов. Мы уже говорили, что он находится в тесной связи с остальными собственниками летающих паёв, попавших в уголовное дело. Один земельный участок площадью 1,5 Га, принадлежащий ему, улетел на 14 км от того кадастрового квартала, где должен был поселиться. Другой, площадью в 6 соток, оказался в 6,7 км от кадастрового квартала, где по правилам должен был располагаться.
Все остальные земли приклеивались ровно там, где это было удобно, совершенно не обращая внимания на то, что порой даже при преобразовании надела старый, из которого он выделялся, имеет абсолютно другие цифры в кадастровом номере, чем в новом. Между тем, будто в почтовом адресе, в адресе участка сначала идут цифры, которые означают регион, затем поселение, затем — кадастровый квартал. Этого скромного факта тоже не заметили в Росреестре.
Кстати, к некоторым участкам, попавшим в уголовное дело, у руководства Всеволожского района совершенно нет претензий. К примеру, к тем, что в своё время структуры, аффилированные с девелопером Андреем Березиным, уже передали в пользу государства.
Тем не менее, Андрей Низовский уверен, что благодаря такой работе по большинству наделов изменилась категория с сельскохозяйственной на земли населённых пунктов. Это в свою очередь увеличило кадастровую и рыночную стоимость кратно. Кроме того, теперь участки располагаются не в границах первичного отвода земель совхозов, а на землях не разграниченной государственной собственности.
А вот надежды на то, что хотя бы теперь эту землю вернут на свои места, не выражает даже он. Впрочем, может, и не надо начинать, ведь различные собеседники 47news, прослушав о происходящем круговороте земли, лишь повторяют: "Почему вы раньше об этом не рассказали? Я бы успел".
Юлия Гильмшина,
47news