Октябрьская железная дорога намерена в ближайшее время активно строить и реконструировать железнодорожную сеть Северо-Запада. Впрочем, ничего другого железнодорожникам и не остается – в регионе они обеспечивают 75% грузовых и 40% пассажирских перевозок. Развитие морских портов и увеличение экспорта и импорта заставляет наращивать объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры.


Для журналистов транспортный форум символично начался с отсутствия транспорта, следующего до Стрельны. Очевидно, такие проблемы могли возникнуть только с автомобильным транспортом, так как инициатором проведения форума выступила компания «Российские железные дороги». Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, впрочем, на форум не явился – его послание зачитал начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов. Владимир Якунин «передал», что Северо-Западный регион является наиболее перспективным для создания системы современных логистических центров, обеспечивающих стыковку железнодорожного, морского и автомобильного транспорта.


Уже от своего лица Виктор Степов рассказал, что основным направлением развития ОЖД в ближайшие годы станет строительство и модернизация транспортных подходов к портам Северо-Запада. Уже сейчас железной дороги едва хватает для того, чтобы удовлетворить потребности всех грузоотправителей и грузополучателей. Решение о развитии пропускной способности ОЖД было принято еще в 2000 году, и с тех пор на развитие дороги было направлено около 100 миллиардов рублей. Но в связи с грядущим ростом грузооборота портов (а к 2020 году ожидается его увеличение почти в 3 раза по сравнению с 2005-м) наращивание инвестиций необходимо. Например, порт Усть-Луга, по словам председателя совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга» Валерия Израйлита, уже к 2010 году планирует достичь грузооборота в 30 миллионов тонн, а после 2015 можно будет говорить и о 70-90 миллионах в год. По оценкам экспертов, потребность в инвестициях в развитие грузового движения на период до 2020 года составляет 272 миллиарда рублей, в связи с чем ОАО «РЖД» рассчитывают привлечь внешние средства – из Инвестиционного фонда РФ. Другие денежные суммы должны поступить в качестве оплаты различных услуг, а также при создании совместных предприятий. Одно из таких СП планируется образовать с ОАО «Компания Усть-Луга», чтобы обеспечить своевременную доставку грузов и сократить до минимума простой вагонов.


К важнейшим объектам, которые планируется реконструировать, относятся, по словам Виктора Степова, электрификация направления Волховстрой-Мурманск, развитие подходов к важнейшим припортовым станциям, обслуживающим порт Санкт-Петербург. Однако объем перевозок растет не только через российские порты, но и через порты Прибалтики, Финляндии, откуда грузы затем направляются в Россию через пограничные переходы. На развитие и обустройство пограничных железнодорожных станций уже направлено порядка 2 миллиардов рублей. По словам Виктора Степова, дальнейший рост грузопотока вызовет сложности на железнодорожных узлах Мга, Волховстрой и станции Бабаево – в освоение этого направления до 2010 года нужно вложить 18,9 миллиарда рублей. Развивать планируется и ближние подходы к портам Высоцк, Приморск и Усть-Луга, а также перевести доставку грузов на предпортовую станцию Автово с тепловой тяги на электричество. Далее необходимо будет повысить пропускную способность участков Мга - Горы и Горы - Ижора. Общая цена этого проекта составляет 3,4 миллиарда рублей.


Реализация ряда проектов, по мнению Виктора Степова, возможна только при наличии государственной поддержки. Это, прежде всего, касается подготовки линии Петербург - Бусловская для скоростного движения и перевода грузового движения на параллельное направление. Общий объем инвестиций составит 53 миллиарда рублей, часть из которых планируется получить из Инвестиционного фонда РФ. А вот приобретать скоростные поезда и обслуживать их предполагается с помощью совместного российско-финского предприятия «Oy Karelian Trains Ltd». Запустить скоростные поезда намечено в 2009 году.


Мария Мокейчева