До выборов остались считанные дни, но градус политической кампании в Ленинградской области по-прежнему невысок. Журналисты, пишущие на эту тему, сетуют на вялую предвыборную борьбу, явно ностальгируя по временам, когда дебаты между кандидатами сопровождались крепкими словами, плесканием водой в лицо, а иногда и мордобоем. Когда стороны не жалели средств, чтобы вывалять в грязи своих соперников.


То, что нынешняя кампания одна из самых чистых за последние 15 лет — лишь одна из причин того, что наблюдать за ней скучно. Но есть и иные.


Избиратели пока не привыкли к тому, что голосовать придется не за конкретных личностей, а за партийные бренды. Человеческий фактор — например, манера держаться, умение говорить правильные слова с нужной интонацией — играли в прежних кампаниях далеко не последнюю роль. Сегодня этой подсказки избиратель лишен. Не считать же таковой, в самом деле, так называемые, дебаты, где какие-то малознакомые люди говорят маловразумительные слова.


Наконец, еще одна причина, понижающая градус избирательной кампании — очевидный даже для непосвященных ее исход. Единственная интрига, которая еще сохраняется — кто, помимо, «Единой России» перейдет 7-процентный рубеж и попадет в парламент. На грани заветного барьера балансируют сразу несколько партий. Если бы голосовали только избиратели Ленинградской области, то наш парламент состоял бы из трех партий – помимо «Единой России» необходимый процент традиционно набирают КПРФ и ЛДПР. Впрочем, социология вещь лукавая, и тут еще возможны сюрпризы.


В чем социологи сходятся, так это в том, что на выборы собираются прийти более 50% жителей региона. Для области, где последнее время наблюдался рост «политического пофигизма», это более чем высокий показатель. Является ли он результатом активности кандидатов? Вряд ли. Скорее всего, можно говорить о сознательности населения, понимающего, насколько важна процедура выборов для будущего страны. Но вот что любопытно – за несколько дней до выборов почти треть (!) избирателей не сделали окончательного выбора.


Избирателям трудно. «За кого идти голосовать» сегодня столь же популярная тема для бесед, что и погода. Казалось бы, вот благодатная почва для кандидатов – почти полмиллиона колеблющихся – убеждай, агитируй, завоевывай их сердца. Однако до чего же бездарно это выглядит на практике.

Если полистать агитационную литературу, можно сделать трагический вывод – у всех партий есть деньги, но в большом дефиците свежие идеи.


Взять ту же «Справедливую Россию», уверенно сработавшую на весенних выборах в областной ЗакС. Сегодня от былой уверенности не осталось и следа – эсеры явно не справляются с ролью второй ведущей партии – речь вообще идет о выживании. Конечно, если в начале года можно было строить кампанию на резкой критике «единороссов», то теперь, после того, как те «породнились с президентом – «второй партии власти» это как-то не с руки. И тут отсутствие внятной идеологии, в чем эсеров упрекали еще год назад, становится критичным. Протиснуться на левом фланге между коммунистами, патриотами и аграриями, без хотя бы негласной поддержки властей и местных бизнес-элит – это еще надо ухитриться.


Коммунисты на этой кампании в принципе могли бы вообще ничего не делать – верный им электорат придет на избирательные участки без дополнительных понуканий. Газета «Правда», которую их активисты раздают в области, к имиджу КПРФ ничего добавить не может. В силу обширной географии – а газета рассчитана на все регионы, от Ленобласти до Сахалина - ничего кроме общепротестных славословий и не очень смешных анекдотов от Зюганова сие издание предложить не может. И вряд ли, к большому огорчению вождя мирового пролетариата, способна сыграть роль коллективного агитатора и организатора.


Столь же неталантливо издаются газеты либерал-демократов. Судя по «слепому» шрифту и сплошному тексту, их вообще не следует читать. Единственный посыл, который тщатся донести издатели до избирателя: Владимир Вольфович - с нами. Он все так же энергичен и молод душой (представлены фотографии Жириновского15-летней давности).


Не блещет изобретательностью и «Единая Россия» - тоже уповающая не столько на четкую программу действий, сколько на собственный «паровоз» - президента Путина.


У «Патриотов» иная беда. Программа у них есть и изложена она в агитационных газетах довольно внятно. Но отсутствие харизматичного лидера мешает партии набирать голоса избирателей.

На правом фланге по-прежнему наблюдаются бессмысленные метания от либерализма до популизма. Вряд ли это добавит очков Союзу правых сил. Им бы опереться на свой традиционный электорат, да собрать под себя всю нынешнюю оппозицию. Тем более, что власти делают им подарок, колошматя палками их активистов, да бросая в кутузку их лидеров. Но нет уже у правых той искры, которая влекла за собой людей лет десять назад.


Что же в сухом остатке? Какого джокера сможет вытащить избиратель из этой колоды? Вероятно, многие избиратели все же найдут его в лице президента России. Просто потому, что с просьбой о поддержке к ним обратился человек, чьи заслуги перед страной не надо ни раздувать, ни приукрашивать. В этом смысле «медведям» повезло. Смогут ли они грамотно распорядиться таким мощным ресурсом – покажут уже ближайшие дни.


Кирилл Владимиров, обозреватель «47news»