В Киришах без малого год как задержали главного полицейского, а с местного НПЗ продолжает утекать топливо. От сверхдоходов теряют страх и  рядовые работников предприятия. КИНЕФу нужен свой семиклассник Витя Давыдов — гроза советских несунов.

В городе Кириши на крупнейшем нефтеперерабатывающем предприятии страны ООО "Киришинефтеоргсинтез" (КИНЕФ) 26 апреля задержали шесть мужчин и женщину. Семерку  подозревают в краже с завода нефтепродуктов. По версии полицейского следствия, только за один день, 19 апреля, группа смогла нацедить 55 тонн мазута, нанеся предприятию ущерб более чем в полмиллиона рублей.

Костяк группы составляют тридцатилетние. Судя по страничкам в социальных сетях, люди вполне довольны своей жизнью. Молодые отцы, участники марафонских забегов, чувствующие себя уверенно и на боксёрском ринге, любители шашлыков, рыбалки и пляжного отдыха, могущие позволить поездки в не последние страны Евросоюза.

Схожий портрет вырисовывался и у 47-летнего теперь уже экс-начальника ОМВД по Киришскому району подполковника Дмитрия Тимченко. Его и еще дюжину мужчин задержали в августе 2017 года по подозрению в краже нефтепродуктов из топливопровода "Транснефть-Балтики". Двоих из обвиняемых в феврале 2018 года следствие отпустило под подписку в обмен на показания. Мера пресечения в виде содержания под стражей Тимченко стабильно продлевается, хотя родственники офицера считают, что его, несговорчивого, оклеветали местные элиты.

И, тем не менее, посыл был предельно ясен. Если взяли главного полицейского района, то что говорить о рядовых сотрудниках КИНЕФа. Все мы под колпаком. Однако тяга к углеводородным сверхдоходам берёт своё.

Схему, по которой действовали задержанные заводчане, не назовёшь из ряда вон. Их интересовал битум. Хотя на заводе есть ещё и бензин, дизельное топливо, мазут, сжиженные газы. Автомашины с цистернами заезжали на территорию НПЗ для получения нефтепродуктов по фиктивным документам сторонних организаций. Машина взвешивалась в товарном цеху, после чего коробочка заполнялась и становилась действительно полна. После вес залитого в цистерны топлива изменялся в товарно-транспортных накладных, а машины покидали площадку КИНЕФа.  В нашем случае в цистерны вливалось 30 тонн битума, а по документам выходило, что в два раза меньше.

ООО "Производственное объединение "Киришинефтеоргсинтез" на 100% принадлежит нефтяной компании "Сургутнефтегаз". Компания — один из основных поставщиков нефтепродуктов для Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других областей Северо-Запада. Поскольку КИНЕФ является закрытым предприятием, 47news может оперировать только приблизительными цифрами, полученными из администрации Киришского района и правительства Ленинградской области.

В рейтинге российских нефтеперерабатывающих предприятий КИНЕФ занимает вторую строчку, уступая только Омскому НПЗ, который принадлежит "Газпром нефти". Ежегодно в Киришах перерабатывается до 22 миллионов тонн нефти. Ежедневно за топливом на КИНЕФ приезжают до 300 грузовых машин. Провожают с завода и поезда. В сутки НПЗ покидают по девять составов в сотню цистерн грузоподъемностью 60 тонн каждый. Естественно, задействован и трубопроводный транспорт. Половина продукции отправляется на экспорт. Решение о распределении продукции принимает "Сургутнефтегаз".

Сегодня на предприятии работают 7,5 тысяч человек, а еще 15 тысяч пропусков есть у работников подрядных организаций. На транспортные средства оформлены 2 тысячи пропусков. Свой автопарк КИНЕФа состоит из 800 единиц, но это включая строительную технику.

Ежегодно предприятиями Киришского района в бюджеты разных уровней перечисляется до 28 миллиардов рублей. Основной объем налоговых перечислений ложится на плечи консолидированной группы во главе с "Сургутнефтегазом".

К слову, средняя зарплата квалифицированного рабочего на предприятии составляет 62 тысячи рублей. Но, тем не менее, искушение заработать больше велико. Собеседники 47news говорят о существовании десятков способов воровства нефтепродуктов. Как говорят, есть врезки на самом заводе. Были случаи, что нефтепродукты перевозили  в баках тепловозов. Одна такая ёмкость может принять 2 тонны. Рассказывают, что топливо можно вывозить и на переоборудованных машинах, в которых устанавливаются скрытые баки. Говорят, что существуют схемы работы с железнодорожными цистернами, которые можно списать в ремонт, а на деле использовать для транспортировки.

При этом на КИНЕФе из года в год ужесточают систему въезда и выезда на предприятие. В 2018 году планируется завершить закрытие периметра завода электронными средствами охраны - а это 17 километров. Кстати, три года назад на НПЗ сократили роту вневедомственной охраны. Сейчас на КИНЕФе работает служба режима. А чоповцев, которые охраняют завод, привозят вахтой. Это делается для того, чтобы свести к минимуму общение охранников с местными.

Хотя сами местные в разговоре с 47news отмечают, что на предприятии работает столько кулибиных, что на каждое электронное средство защиты все равно найдется своя контрмера.

Эксперты рынка объясняют непрекращающиеся хищения топлива просто — воровство нефтепродуктов приносит сверхприбыль. И неважно, где совершается воровство - на станции отстоя железнодорожных цистерн или из самого нефтепродуктопровода. Дизельные бутлегеры готовы тянуть пятикилометровые трубы к местам врезок и скупать участки в ближайших садоводствах для обустройства потайных ёмкостей. Они знают, что затраты будут оправданы. Ворованное топливо скупят серые поставщики. Они сделают из него "бодяжный компот", который под видом дизельного топлива 5 класса с дисконтом продадут дальнобойщикам. Если на заправках литр дизеля можно купить за 40 рублей, то на обочинах им торгуют и по 27 рублей. Даже если ты отследишь серую машину и возьмешь торговца, он найдёт способ выкрутиться.

"Стоит бензовоз на трассе, торгует серым дизелем. Подъезжают полицейские — контрольная закупка, руки вверх. А торговец в спецовке известной компании им отвечает: "Я только одну канистру с базы вынес, её и решил продать". Приезжает представитель базы и давай его журить: что же ты целую канистру у меня уволок. Все понимают, что спектакль, а на деле административный штраф", -  описал 47news одну из схем реализации президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин.

Эксперт не готов оценить размер убытков, которые ежегодно терпят российские НПЗ от действий разного вида несунов. Но считает, что стоит взять на вооружение опыт Белоруссии. Там действует система электронного документооборота, благодаря которому можно проследить движение любого бензовоза.

А пока нам кажется, что НПЗ нужен свой семиклассник Витя Давыдов из советской короткометражки восьмидесятых годов "В. Давыдов и Голиаф". На протяжении фильма этот школьник-пракатикант упорно не даёт своему наставнику могучего телосложения вынести с предприятия мотор.

 

Александр Калинин
47news