В свободный порт Приморск за преференциями устремятся стивидоры-пилигримы из Петербурга. Так Медведев, Албин и Дрозденко очертили светлое будущее Балтики. "Верую, ибо абсурдно", говорили и христианские отцы.
Порт Приморск в три шага стал самым медийным на Северо-Западе в первой половине апреля. Для начала в офисе компании ООО "Приморский торговый порт" прошли обыски по делу арестованных братьев Магомедовых. Во-вторых, вице-губернатор Петербурга Игорь Албин заявил о намерении вынести петербургский портовый актив за границы города, попутно назвав Приморск вариантом перемещения. После на заседании правительственной комиссии по импортозамещению премьер Медведев и губернатор Ленобласти Дрозденко поговорили о возможности создания в Приморске свободного порта.
В реализуемость дуалистической идеи "переноси и освобождай" не верят ни представители стивидорных компаний, ни эксперты рынка. Просто в разных интерпретациях она звучала неоднократно. Слова о необходимости выноса грузовых терминалов за пределы плотной застройки и реновации бывших территорий порта универсальны как предвыборный лозунг политика, утверждающего, что он-то точно знает, как поднять страну с колен. А полезны они разве только тем, что позволяют зафиксировать момент.
В границах морского порта Приморск расположены два нефтеналивных терминала, предназначенных для перевалки сырой нефти и дизельного топлива - ООО "Транснефть — Порт Приморск" и ООО "Приморский торговый порт" ("ПТП"). Еще одним приморским оператором является ООО "Петротрал 1", что владеет комплексом для перевалки генеральных грузов.
ООО "Приморский торговый порт" - часть империи братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых, подозреваемых в системном завышении смет на госконтрактах и арестованных в конце марта Тверским судом Москвы. Головным владельцем "ПТП" является кипрский Novoport Kholding Ltd "ПТП" - паритетное СП "Транснефти" и группы "Сумма" Магомедовых.
ООО "Транснефть — Порт Приморск", как не сложно догадаться, через ООО "Трансефть-Балтика" и ООО "Транснефть-Верхня Волга" владеет российская трубопроводная монополия "Транснефть".
ООО "Петротрал 1" принадлежит трем физическим лицам — двум Евгениям и Даниилу Симончукам. По приморскому адресу компании зарегистрировано еще и ООО "Петротрал 2", которое обладает комплексом по береговой переработке рыбы в другом портовом месте Ленобласти — поселке Усть-Луга.
А в целом Приморск — конечная точка Балтийской трубопроводной системы и крупнейший российский нефтеналивной порт на Балтике. По итогам 2017 года грузооборот порта составил 57,6 миллиона тонн, что на 10,6% меньше чем в 2016 году.
Главные планы по расширению порта Приморск связаны с проектом ООО "Приморский Универсальный перегрузочный комплекс", которое принадлежит Рамису Дебердееву (30%), Владимиру Даниленко (20%), Серею Пупко (20%) и кипрской Dolomana Holding Limited (30%), которую принято связывать с авторитетным бизнесменом Ильей Трабером. "ПУПК" займет 270 гектаров в 1,5 км от порта Приморск. Здесь планируется переваливать контейнеры, минеральные удобрения, зерно и работать с накатными грузами.
- Решение по режиму свободного порта должно затронуть не только нас, но и действующий нефтетерминал. Идет этап проектирования. Строительство начнем года через полтора. Инвестиции — 70-80 миллиардов рублей. Первыми пойдут сыпучие грузы, - на бегу охарактеризовал 47news текущую ситуацию по Универсальному перегрузочному комплексу Рамис Дебердеев, не став отвечать на вопрос о кипрской Dolomana.
Дебердеев является совладельцем "Лесного терминала Фактор" в порту Усть-Луга, а также совладельцем ООО "Новые коммунальные технологии", которое опять же связано с Трабером. Недавно НКТ перекупило долг банкротящейся компании "Транспортно-логистический комплекс" - актива опального Валерия Израйлита в порту Усть-Луга.
В появление в ближайшей перспективе свободного порта в Приморске эксперты не верят. Да и упростить работу стивидоров можно без громкого названия. Свободный порт - это правовой статус территории, который включает в себя в том числе и налоговые льготы, и льготы по привлечению иностранной рабочей силы. Сейчас статус каждого свободного порта определяется отдельным федеральным законом. Так, деятельность свободного порта Владивосток регулируется принятым в 2015 году 212-ФЗ.
- Во Владивостоке преференции существенные, в том числе по инвестированию в развитие территории, оборудование порта. Надо понимать, что свободный порт - это не таможенный термин, и уж тем более не режим и не процедура - таможенные преференции можно получить на территории портовой особой экономической зоны (ОЭЗ). Такие зоны есть в разных портах. У портовой ОЭЗ преференции состоят в упрощенном характере оформления ввоза, не надо декларировать, товары могут ввозиться и храниться длительное время без запретов и ограничений и без платежей. Очень хорошую тему придумали с ОЭЗ в Казахстане — там физические лица в зону ездят за покупками "такс фри", как за границу. Для того, чтобы ввести ОЭЗ, свободный порт не нужен — достаточно постановления правительства РФ, которое укажет какие терминалы действующего порта попадают в зону, - прокомментировал 47news собеседник в Северо-Западном таможенном управлении.
Представитель одной из крупных петербургских стивидорных компаний, с которым побеседовал корреспондент 47news, отнесся к идее о "свободном порте" настороженно.
- Насколько мы понимаем, это не какое-то решение властей, а просто идея одного из петербургских вице-губернаторов. Если не сказать — просто слова. Конечно, порт Приморск очень удобен — здесь хорошие глубины, хорошая ледовая обстановка, почти нет бухт, а от волн его защищает остров Березовый. Но перевести туда мощности Большого петербургского порта — крайне дорого. Глубины в местах, где возможно строительство причалов, достигают 18 метров — такие работы обойдутся в миллиарды долларов. Инфраструктура, гидротехника — все это стоит денег. Откуда у страны в нынешнее время такие средства, не очень понятно, - поделился мнением специалист.
Он также добавил, что загрузка контейнерных мощностей портов Северо-Запада составляет порядка 50%, и в ближайшей перспективе кажется более разумным развивать существующие порты, нежели строить что-то новое.
А если совсем просто, петербургский порт — это огромная промышленная территория за забором, который тянется по территории Красносельского, Кировского, Адмиралтейского Василеостровского районов. За ним же площадки судостроительных предприятий. А еще есть новые терминалы в Бронке и Кронштадте, которые тоже в составе Большого порта Санкт-Петербург. С учетом того, что власти города с десяток лет бодаются с Апраксиным двором, который никак не могут выселить из исторического центра, выселение порта в область выглядит утопией.
Кроме того, переезд — это очень большие деньги. Как говорится, зараза – опять эти деньги.
- За последние 15 лет в терминалы Большого порта вложили 1 миллиард долларов. Кто готов сказать бизнесу о переселении? В городе масса нереализованных проектов. Ржавый промышленный пояс Обводного канала, с которым надо что-то делать. Не говоря уже о том, что портовые территории придется рекультивировать. Там вся земля под бетоном, - оценил идею переезда в область глава Infranews Алексей Безбородов.
Авторам кажется, что в идею перевода Большого порта Петербурга в Приморск можно только верить.
Александр Калинин,
Артём Шалякин,
47news