Прокурор в суде отказался от обвинения чиновника в коррупции и назвал его просто небрежным. Такое бывает редко, но это мудрая договоренность защиты, надзора и суда. Иначе получится ужастик для силовика. 

Первого апреля вступило в силу постановление Тосненского городского суда о прекращении уголовного преследования 32-летнего главы Любанского городского поселения Василия Бровчука. Чиновник зарегистрирован в поселке Русская Волжа на берегу живописной речки Тигода, женат, воспитывает дочь. На его руке память об армии: "За ВДВ".  

Уголовное преследование чиновника инициировала прокуратура Тосненского района Ленобласти, воспользовавшись 37 статьей Уголовно-процессуального кодекса. То есть когда надзор сам выявляет нарушения уголовного законодательства и направляет материалы в следствие. Поскольку Бровчук чиновник, то это был Следственный отдел СК Ленобласти по Тосненскому району.   

По версии Следкома, сразу после вступления в должность в декабре 2014 года Василий предпринял усилия для того, чтобы его 28-летний знакомый Михаил Носов получил в собственность квартиру. Ныне он, кстати, замглавы адмистрации Тосненского района. Квартира не на Невском, конечно, а в поселке Сельцо - в пределах вверенной Бровчуку территории. Тем не менее, стоимостью 434 тысячи рублей. Квартира была служебная, и Носов уже там числился (поспособствовал, как говорят, глава Тосненского района Виктор Захаров, когда Носов был руководителем аппарата районного совета депутатов, но сам Захаров эти предположения в разговоре с 47news отверг). Бровчук вынес постановление об исключении этой жилплощади из числа служебной, а с Носовым заключил договор соцнайма. Оговоримся, Носова не было в перечне администрации обездоленных и нуждающихся. Следующим гребком стало постановление Василия (№549) о передаче квартиры в собственность Михаила. Финалом стала регистрация права собственности  в Росреестре за неделю до наступления 2015 года. 

Если коротко об отношениях Василия и Михаила, то следователь определил их как "рабочие и личные". Мотивом стало "освобождение от финансовых затрат на приобретение жилья ...действуя из корыстной заинтересованности, в интересах третьего лица, используя должностные полномочия". 

В октябре прошлого года уголовное дело по статье 285 УК - "превышение должностных полномочий" поступило в Тосненский суд. По течению процесса Василий не оспаривал фактов, но утверждал, что оформил квартиру на приятеля по неосторожности. Мол, только в должность заступил, вот и не углядел. Кстати, потерпевшими в деле были два очередника на получение жилья. 

Неожиданно прокурор Михаил Рычков, представлявший обвинение, смягчился и выступил с предложением переквалифицировать коррупционную статью на мягкую 293 УК - "халатность". Корысти не было, было небрежное отношение к службе, произнес Рычков на заседании. Дальше решающий нюанс - по статье небольшой тяжести прошел двухлетний срок давности, а значит, не было иного выхода, как прекратить уголовное дело. Василий не возражал. 

- Полный или частичный отказ гособвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства, а также изменение в сторону смягчения предопределяет принятие судом соответствующего решения, — не преминул напомнить в решении нормы УПК судья Роман Зорин.

В разговоре с 47news прокурор Михаил Рычков объяснил свое решение. 

- Согласитесь это редкость, - начал разговор 47news.
- Никак не доказать было его личную либо корыстную заинтересованность. Свидетели его подчиненные. ...Если бы хоть кто-то что-то сказал. Если б хоть один, то, конечно, давили бы на 285-ю. ...Он сам объяснял случившееся неопытностью. С Носовым он работал раньше. ...Деньги за квартиру возместил полностью. Так-то понятно, что там 285-я должна была быть, но ее не доказать. Только из-за этого было принято такое решение ...Я и с судьей пообщался, он тоже был не особо настроен, как я понял. ...Как-то вот так, - вздохнул прокурор, отметив также, что согласовывал решение с Управлением прокуратуры Ленобласти. 
- Вам-то не обидно? - аккуратно спросил 47news.   
- Конечно, обидно! ...Конечно, лучше бы он по 285-й, чтоб получил по полной, - не стал скрывать эмоции собеседник.   

Все опрошенные сотрудники прокуратуры в разговоре с 47news сходу не смогли припомнить таких случаев, но объяснили логику надзора.  

- Оправдательные приговоры - это брак прокуратуры. Значит, при передаче дела в суд не углядели, а до этого ошиблись, когда усматривали признаки преступления — по всей цепочке. И за это влетает. Поэтому в случае, когда обвинение видит, что дело идет к такому концу, то оно начинает договариваться с защитой и судом. Защитник мог быть не уверен, сядет или не сядет его клиент. Суду тоже оправдательный вердикт так себе удовольствие. А прокуратура вышла из положения, - высказал мнение один из собеседников, добавив, что для всех силовых структур отпускать гражданина за недоказанностью - это страшный сон.   

Сам Василий Васильевич разговаривать не пожелал. Возможно, он до сих пор на нас в обиде за осенние публикации о новом доме в Любани, возведенном по программе переселения из аварийного жилья. Строение начало разваливаться сразу после заселения жильцов почти также быстро, как и его уже бывшее уголовное дело.

Виктор Смирнов,
47news