Редакция 47news нашла место, где выборы президента России прошли идеально. Ни вбросов, ни каруселей, ни принуждения. Да и явка — под 100%, а за кого голосовать не указывают. Мечта властей любого уровня, жаль только, что материализовалась в "Крестах-2".

Головной болью властей всех уровней в день четырехлетия присоединения Крыма к России стало привлечение граждан на избирательные участки. Призывами прийти и отдать свой голос к пятнице, 16 марта, переполнился воздух. Кажется, больше, чем дня выборов, наша страна ждала только дня тишины, прихлопнувшего хоть на миг разноголосицу кандидатов о том, что было бы, если бы случилось то, что сегодня уж точно не случится.

Ощущение бессмысленности к воскресенью схлопнулось до маленькой точки. И внезапно она разрослась в редкую для жителей Санкт-Петербурга и Ленобласти субстанцию под названием Солнце.

По данным 47news, власти Ленобласти сделали коллегам из Санкт-Петербурга сюрприз. Всем сотрудникам правительства, имеющим городскую прописку, поступила установка открепиться от мест регистрации и проголосовать в Ленобласти. Точное количество патриотов назвать тяжело, но если представить разброс цифр от 2 до 3 тысяч, и это без учёта родственников, не ошибёмся.

В некоторых местах, к примеру, в Гатчине, составили план голосования, в котором указано время прихода на участки организованных групп граждан. Кстати, в графе про неорганизованных указано самое мизерное число. К примеру, власти уверены, что обычных сознательных там всего 2 тысячи примерно из 47 тысяч тех, кто дойдёт до участка.

В этот исторический момент журналисты 47news отправились туда, где людей меньше всего волнует, кто в ночь на понедельник, 19 марта, встанет президентом. А именно, в Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В простонародье - "Кресты-2", ведь недавно их перебазировали из центра Санкт-Петербурга в город Колпино.

Здесь содержатся порядка 1900 человек, из которых активным избирательным правом обладают только 1400. Остальные 500 уже осуждены, ожидают перемещения на новые места жительства и уже не имеют права на выбор главы государства. Плюс 70 сотрудников, оказавшихся в этот день на работе. В общем, стандартный избирательный участок, по количеству не отличающийся от аналогичных по стране.

Новый комплекс зданий пока  напоминает частицу из фильма про будущее. Снежное поле рядом с железной дорогой, высокие заборы, а за ними — дома в форме крестов. И никого вокруг. Не хватает завывающих собак. Зато и выборный процесс здесь похож на описываемую классиками утопию.

Так уж случилось, что в новый срок президента новые "Кресты" отправляют впервые. Так что от стен не исходит дух исторической атмосферы, присущий старому комплексу на Арсенальной набережной. По словам заместителя начальника УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленобласти Романа Семёнова, почти все камеры заполнены, а в каждой содержится по два-четыре человека.

Схема здесь такая. На третьем этаже расположена участковая избирательная комиссия № 894. Из четверых членов УИКа одна женщина в форме и трое гражданских. Кабинок две, урна одна. На стене прикреплён плакат с краткой информацией обо всех восьми кандидатах.

11 (4).JPG Валентин Илюшин, 47news

Арестантов приводят сюда покамерно. Причём конвой выводит каждую комнату, доводит до импровизированного УИКа, ждут, когда те исполнят свой гражданский долг, и уводят обратно. Иначе, если организуется толпа, это дезавуирует принцип изоляции, а охрана процесса будет напоминать воинскую операцию.

И так целый день.

Разница между "Крестами-2" и "Крестами-1" в том, что там надо было провернуть ключ примерно 999 раз, а здесь — порядка 520. Зато голосование проходит равномерно по времени и в прямом смысле ни от чего не зависит. Избиратели заранее написали заявления о голосовании по месту пребывания. Из всего контингента, а на все пенитенциарные учреждения города и области приходится порядка 4000 арестованных, отказались участвовать в выборах только трое. Так что сознательность в разы выше, чем у тех же чиновников, в целом же явка тут ожидается под 100%.

Основное отличие от внешнего мира здесь заключается в том, что граждане подходят с заложенными за спину руками. Все как будто только что с кровати, в трениках и футболках. Конвоир говорит им, где стоять. Зато в момент подхода к членам УИКа они явно чувствуют себя свободнее, чем минутой ранее.

5 (8).JPG Валентин Илюшин, 47news

- Для них это элемент разнообразия. Можно прогуляться по изолятору, а то ведь они и не работают, а только в камере целый день сидят, - сказали нам.

Сотрудники, выдающие бюллетень, громко произносят почтительное "Добрый день, скажите, пожалуйста, свою фамилию". Именно до этой фразы человек является просто арестантом, а после её произнесения превращается в гражданина. Всё потому, что ему надо взять ручку и расписаться, а, следовательно, изменить положение рук на прямое. Паспортов здесь не требуется, потому что так называемая идентификация происходит на выходе из камеры. То есть, никаких тебе каруселей.

6 (7).JPG Валентин Илюшин, 47news

Нет здесь места и хоть каким-то вбросам. Роман Семёнов так и переспросил у корреспондента 47news: “Вбросы — это вообще что такое?". За каждым, кто отпускает бюллетень в урну, от скуки следят как минимум четыре пары глаз членов комиссии. Плюс сотрудники УФСИН, выглядывающих издалека. Наверху, в углу же, висят видеокамеры. Сотрудники же шутят, жаль, что запись идёт только на внутренний сервер, иначе в стране появился бы "Дом-3". Не приехали сюда даже наблюдатели, хотя, вроде как, их ждали с распростёртыми объятиями.

7 (5).JPG Валентин Илюшин, 47news

В какой-то момент сотрудник УФСИН без паспорта пытался тоже проголосовать. Но ему не разрешили, чему он искренне расстроился. "Это мы на бдительность проверяли", - объяснили вслух, отодвигая его в сторону.

- Были тут у вас какие-нибудь политические лекции? - спросили мы у Романа Семёнова.

- Никаких. Разве что те, у кого есть радиоточки, слушали передачи.

- Как думаете, за кого будет основное количество голосов?

- Тюрьма — это срез общества. Так что, как везде.

- Из кандидатов кто-нибудь приезжал?

- Владимир Жириновский в этот раз не посетил, хотя в том здании он у нас был, гуманитарную помощь привозил. Только Борис Титов был. И то в качестве омбудсмена, к нему на встречу три человека пришли.

Фото: Валентин Илюшин, 47news

Самый популярный человек заведения, уроженец Сланцев Вячеслав Дацик, на глаза журналистов 47news не попался. А специально под фотоаппараты его выводить не захотели. "Неизвестно, что ему в  голову придёт при вас", - объяснили нам про человека, который недавно слопал своё уголовное дело.  Другая известная личность, экс-глава ныне расформированного ГУ МВД по СЗФО Виталий Быков,  проходящий по делу о "золотых парашютах", и вовсе в тюремной больнице имени Гааза.

Зато посетил, хоть и разминулся с редакцией 47news, СИЗО № 1 депутат Госдумы Михаил Романов. Это тот, что периодически пытается отжать часть Ленобласти к Санкт-Петербургу.

- Присматривается к помещениям? - спросил 47news.

- Нет, что вы.

Один из арестантов пришёл голосовать с ручкой и, соответственно, ушёл с ней же. "Это моё", - отреагировал он на попытку её отобрать. "Не доверяет государству, вдруг тут такие ручки, у которых чернила исчезают", - решили журналисты.

Кстати, если отойти от политического уголка "Крестов-2" и дойти до части, где принимают передачи, выяснится, что в учреждении 18 марта объявлен санитарным днём. Как известно, это периодически проводимый день общей уборки и дезинфекции.

Юлия Гильмшина,
47news