После гибели девяти человек в аварии под Тихвином ничего в пассажирских перевозках не изменится. Дыра в законодательстве такая, что проедет микроавтобус. Лукавые коммерсанты называют перевозки заказными, а по факту едут по расписанию. В разговоре с 47news один из них этого почти не скрывал.  

На посту ГИБДД днем 7 февраля на трассе "Кола" нелегальных перевозчиков караулила внушительная делегация. В рейде участвовали сотрудники ГИБДД, специалисты управления по транспорту правительства Ленобласти, Ространснадзора, Центра применения административного законодательства Управления Гостехнадзора и контроля. Естественно, мероприятие было неслучайным.      

Мало кто не слышал, что рано утром 6 февраля на 443 километре трассы "Вологда - Новая Ладога" восьмиместный минивэн "Форд Торнео" выехал на встречку и "лоб в лоб" столкнулся с грузовиком "Ивеко". Погибли все восемь пассажиров и водитель. Формально, перевозка осуществлялась по схеме заказного автобуса. По факту же, пассажиров перевозили нелегалы, так как на межрегиональные перевозки нужна лицензия Минтранса. 

Днем на "Коле" был остановлен микроавтобус "Пежо Боксер" 2012 года выпуска с архангельскими номерами и десятью пассажирами на борту. Транспорт ехал от станции метро "Улица Дыбенко" в Вологду. Водитель сообщил, что маршрут у него заказной. Хотя уже было установлено, что он дублирует регулярный маршрут автобуса № 890 "Петербург — Вологда". Кстати, машина застрахована также в "Росгосстрахе", как и разбившийся минивэн под Тихвином

1.jpg фото читателя 47news

Отметим, что, согласно нормативным актам, в заказной автобус нельзя просто подсесть, заплатив деньги. Но обходится эта норма просто. Билеты предлагаются через интернет и по телефону. Таким образом, формируется список, который дает право называться автобусу заказным. Впрочем, на сайте компании "Чартер" опубликовано полноценное расписание движения, поэтому слова водителя о заказном характере представляются сомнительными.

12.jpg printscreen расписания

Для понимания, лицензию на перевозки автотранспортом более восьми человек между регионами выдает Ространснадзор. Это накладывает серьезные требования к режиму работы и отдыху водителей, контролю за техническим состоянием автопарка и медицинскому осмотру персонала. Все это, естественно, расходы.   

Законодательством заказные перевозки практически никак не регулируются. Нужен лишь уже упомянутый список пассажиров и путевой лист. Порядок начала движения от точки "А" к точке "В" уведомительный. По словам собеседников в Ространснадзоре, большая часть таких перевозчиков не имеют ни автобазы, ни квалифицированного персонала. С водителями тоже понятная история — это зачастую мигранты или гастарбайтеры из братских республик. Штраф за регулярные перевозки под видом заказных наложить можно, но доказать это практически нереально. Административную ответственность несет и водитель, но штрафы незначительные. 

Отдельный законодательный провал есть по категории технического регламента М1. В нее попадают транспортные средства до восьми мест без учета водителя. Для него в этом случае достаточно прав категории "В". Если машина не зарегистрирована как такси, то спроса с хозяина нет вообще никакого. Под Тихвином, по всей видимости, девять человек погибли именно в таком восьмиместном минивэне. Как писал 47news, за год водитель 20 раз нарушил скоростной режим.

13.jpg фото с места ДТП 6 февраля под Тихвином  

В качестве регулирующей меры уже предлагается лицензирование каждого водителя на перевозку пассажиров. А в качестве карательной - конфискация транспортного средства. Но для этого необходимы изменения в федеральном законодательстве. Процесс это не быстрый и требует инициативы законодателей в регионе. Но как известно, те же депутаты ЗакСа Ленобласти креативностью не блещут.

К вечеру остановленный микроавтобус "Пежо" погрузили на эвакуатор и увезли на штрафстоянку. Административный протокол был составлен на основании того, что в салоне обнаружился пассажир, не занесенный в список. То есть, не будь этого "зайца", арестовывать машину было бы не за что.

Как выяснил 47news, фрахтовщиком микроавтобуса является ООО "Юникорн", а фрахтователем - ООО "Чартер". По данным информационной системы "СПАРК-Интерфакс", в обоих компаниях учредителем и гендиректором является 29-летний уроженец города Северодвинск в Архангельской области Егор Воронов. Он согласился перекинуться парой слов с 47news.

- У вас действительно заказные перевозки? - спросил 47news.
- Конечно, - ответил Егор.
- Как часто вы их осуществляете?
- Каждый день, - не стал лукавить собеседник.
- Чем они в таком случае отличаются от регулярных? - уточнил 47news.
- У нас сначала формируются списки.
- Кто формирует группы? Граждане сами или вы?
- Мы сами, - ответил, на секунду задумавшись, коммерсант.
- Как вам кажется, нет ли здесь лукавства?
- Ну, как говорится, все, что не запрещено..., - отметил он. 
- Чем вы в таком случае отличаетесь от того перевозчика, машина которого разбилась под Тихвином?
- У них все намного хуже, это восьмиместки. Водители не отдыхают, все плохо. А у нас тахографы, инструктаж, карта водителя — все, как положено, - похвалил себя бизнесмен. 
- Но схема-то одинаковая?
- Мы за полную легализацию. Сейчас просто тестируем маршрут на предмет рентабельности. А потом пойдем получать разрешение на маршрут, - в общем-то все объяснил собеседник. 

Виктор Смирнов,
47news