Главная проблема, волнующая токсовских чиновников – озеро Вероярви, которое собираются очистить, благоустроить и отдать под застройку коттеджами. Именно такой вывод можно было сделать, побывав на общественных слушаниях в посёлке. Поочередно перед многочисленной толпой местных жителей выступали чиновники. Депутаты, экологи и юристы. В застройке территорий, прилегающих к озеру, все они увидели угрозу дальнейшему развитию посёлка. Однако, разнося в пух и прах конкретный проект, никто не сказал о том, что озеро будет застроено в любом случае, только по инициативе выступающих и с помощью другой организации-проектировщика.


Актовый зал токсовской школы был переполнен. Все стулья и лавки были заполнены, люди стояли в проходах и заняли все подоконники. На суд общественности был вынесен проект очистки, благоустройства и застройки одного из берегов Кривого озера (Вероярви), разработанный фирмой «Honka». Ораторы, сменяя друг друга, выступали с гневными речами. Юристы объявили о том, что застройка незаконна и о том, что соответствующий запрос отослан в Генпрокуратуру РФ (при этом вскользь упомянув о том, что областная прокуратура уже на запрос отреагировала и незаконного в проекте ничего не усмотрела). Экологи поведали населению Токсово о том, какой будет нанесён ущерб окружающей среде и как очистка озера повлияет на баланс природы.


С каждым произнесённым с «трибуны» словом у присутствующих в зале нарастал гнев. Причём в какой-то момент он был направлен против присутствующего в зале главы муниципального образования. Однако юристы тут же разъяснили: «Нет! Враги у нас другие! Он здесь не при чём!» С трибуны населению разъяснили, что с 1 января  2006 года муниципалитет территориями не распоряжается, согласно федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Судьбой озера Вероярви распоряжается теперь районная администрация.  Так как из района никого в зале не было, на своеобразную сцену были приглашены представители фирмы «Honka»… Это был своеобразный ход организаторов мероприятия, мол враги не мы, вот, полюбуйтесь!


Причём представителю вышеупомянутой фирмы даже не дали произнести ни одного слова. Самое смешное, что если бы люди прислушались к тем, кого организаторы объявили врагами, то стало бы понятно, что конкретный проект не имеет отношения к пляжам и той территории, которую так активно защищали экологи и юристы. Дело в том, что один из берегов Кривого озера предполагается благоустроить. При этом, как рассказали сами жители посёлка, которые кроме того, чтобы выкрикивать обвинения, ещё и прислушивались и присматривались к проекту, «Honka» получает именно «дикий» берег. Кроме того, проект предполагает благоустройство и очистку нежилого берега и возможную дальнейшую его застройку. «Озеро станет внутренним и облагороженным» - пытался рассказать представитель не любимой организаторами мероприятия фирмы, однако его слова услышаны не были.


Мало того, весь проект благоустройства и застройки был преподнесён так, что становилось понятно – «враг» у Токсово один, ему всё озеро районные власти и отдали. На самом деле кое-кто из юристов упоминал и о другой организации, «М-индустрии», застраивающей как раз ту, используемую часть берега озера, однако эти уточнения утонули в огромном количестве специализированных терминов, не адаптированных для нормального человека. Как выяснилось, именно используемая сельчанами часть берега отдана была ещё в 2005 году местной поселковой администрацией в распоряжение другой фирмы – застройщика (тогда у главы муниципального образования ещё были на то полномочия) и именно они собираются возводить коттеджи прямо на берегу водоёма. «Собак» же навесили не на того, кому не выгодно.


Вообще на таких мероприятиях хорошо видно, как можно управлять общественным сознанием. В самом зале сидели люди, которые ни с того ни с сего начинали орать и призывать «к ответу!». Причём кого конкретно нужно призвать, эти люди не уточняли. Чиновники при этом постоянно предлагали выступить населению. Однако как только конкретные жители посёлка вставали со своих мест и просили передать им микрофон, им почему-то отказывали – мнение высказать можно было, похоже, только «избранным». Не случайно выбрано и время проведения мероприятия. 17.00 в пятницу – то есть в зале, по большей части, собрались пенсионеры и молодёжь (по всей видимости школьники, которые после занятий решили посмотреть «представление») – то есть излюбленное орудие любого движения или партии. Любопытен тот факт, что большинство «заводил» после окончания слушаний отправились в сторону петербургской электрички.


«Я живу совсем недалеко от озера. Несколько лет назад у нас построили кафе. Теперь вся грязь, мусор покрывают эту самую «охраняемую зону» про которую тут говорили. По ночам не уснуть – шум, гам, пьяные шарахаются. Потом, вот тут речь шла о том, что так близко всё застроят, что не подойти будет к воде. Там же и сейчас не пройти! Забор стоит! Не допустим!» - выступила одна из пенсионерок. Чиновники с пониманием кивали головами и закатывали глаза. При этом они тактично «умолчали» о том, что все объекты, названные пожилой женщиной, были построены по инициативе именно этих людей. «Вы знаете, а я не вижу проблем в том, что территорию благоустроят. Люди, которые с недавних пор заселились в непосредственной близости от озера следят за своими домами. Теперь ни мусора, ни грязи, которые были тут всегда, я, например, не вижу» - заявил один из жителей посёлка. Ответом ему был неодобрительный гул собравшихся и громкие обещания после собрания «набить морду».


Вердикт общественных слушаний был: «проект отклонить». Заседание было объявлено закрытым, а население потянулось… к главе муниципального образования. Как выяснилось, проблем у населения, кроме застройки озера, очень много. Одна женщина пожаловалась  на то, что ей сейчас негде жить – дом сгорел, сама жила во времянке всё лето, а на носу зима. Большая группа граждан обратилась к чиновнику с конкретным вопросом: «Когда будет газ?» Проблема газификации, как стало известно, в посёлке стоит на главном месте. Пожилые люди приносили счета, рассказывали о том, сколько нужно денег из своего кармана выложить (90 000 – 150 000 рублей), чиновник начал оправдываться: «Давайте мы сначала с Вами со всеми наше озеро защитим, а потом перейдём к другим проблемам!»


Дело в том, что 1 января 2007 года вступил в силу областной закон, разграничивающий полномочия управления земельными участками. И если в 2006 землёй распоряжался муниципалитет первого уровня (то есть администрация посёлка), то в этом году это право отошло к главам районных муниципальных образований. Однако 9 участков в Токсово были уже поделены руководством посёлка . Правда, районная администрация не утвердила акты выборки земли , потому что они были проведены с нарушением законодательства и вне конкурсных процедур. Сейчас в администрации посёлка регулярно поднимают тему с этими участками, на распоряжение которыми в своё время уже получили отказ. Однако теперь запросы, кроме районной администрации, идут и в Законодательное собрание, и губернатору Ленинградской области.


Александр Фролов