Памятник евроскептику Александру III установят в арсенальном каре Большого дворца. Проект интересен автору московского гиганта Владимира. А в Петербурге предлагают сэкономить и забрать в пригород "комод с обормотом в шапке".

Государственный музей-заповедник "Гатчина" дал старт работам по проектной документации на создание и установку памятника императору Александру III. Выделена 531 тысяча рублей. Срок три месяца. Проект родится в петербургском ООО "Реставрационная мастерская "Наследие". После этого будет объявлен конкурс на лучшее творческое решение памятнику монарху, прозванному в народе Миротворцем.

В технической документации закупки не указано место, где именно будет установлен монумент, но, как рассказал 47news директор ГМЗ "Гатчина" Василий Панкратов, Александр III появится у главного входа в Большой дворец. И точно известно, что он не будет всадником.

На удивление 47news, что у дворца уже установлен памятник другому императору — Павлу I, Панкратов заверил, что правнук прадеду не помеха. "Скульптура Павла I стоит на отдалении - в том месте, которое называется плац-парадом", - объяснил Панкратов.

При этом в музее пояснили, что саму идею установки памятника Александру III поддерживают и директор Службы внешней разведки, а по совместительству председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин и министр культуры, а по совместительству председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский. Не против губернаторы Петербурга и Ленобласти. Но кто именно будет финансировать создание скульптуры, пока не договорились.

111.jpg коллаж Валентина Илюшина, 47news

По словам руководителя ООО "Реставрационная мастерская "Наследие" Юрия Щедрова, разработка проектной документации — это первый шаг. Все просто - нет проекта, нет и бюджета. На этом этапе невозможно говорить, как именно будет выглядеть памятник. Творческий конкурс может быть объявлен через месяц-полтора после подготовки проекта. Когда концепция станет понятна, то от начала работы до разрезания ленточки уйдет год-полтора.

Отметим, что 175-летие со дня рождения Алексанра III будет отмечаться в 2020 году, а 140-летие со вступления на престол в 2021 году. Так что скорее всего стоит ориентироваться на эти даты.

- Нам важно сделать так, чтобы памятник гармонично вписался в каре, определить его габариты, как будут выглядеть подходы к нему. А какая скульптура будет установлена,  решит музей, - пояснил свою задачу Юрий Щедров.

Императорский заказ нельзя назвать крупным для "Наследия". По данным системы "СПАРК-Интерфакс", только в 2017 году организация заключила шесть контрактов почти на 271 миллион рублей: объекты ГМЗ "Петергоф", ГМЗ "Царское Село", петербургского Музея городской скульптуры, а также крупный контракт по линии "Мосреставрации". Полмиллиона рублей на проект гатчинского памятника на этом фоне выглядит небольшой суммой. Но, как предполагает 47news, история памятника Александру несколько глубже.

- Это любимый дворец императора, здесь его любимые места. О том, что в Гатчине должен быть памятник Александру III, говорилось уже давно, - рассказал 47news Панкратов.

При этом у гатчинцев было из кого выбирать. В городе жил художник-карикатурист Павел Щербов, шахматист Михаил Чигорин, лётчик-испытатель Валерий Чкалов, работал педагог Константин Ушинский, жил на служебной даче первый секретарь Ленинградского обкома Сергей Киров. Но предпочтение отдали императору. Не были против и рядовые жители. Летом 2015 года на сайте "Гатчинской службы новостей" проводился опрос на тему, какой персоне необходимо установить памятник в Гатчине. Большинство респондентов, а именно 22,9%, отдали свой голос за Александра III.

Гатчина действительно была основным местом его пребывания. В Большой дворец Александр III переехал в 1881 году через несколько месяцев после восшествия на престол. Там постоянно проживали либо часто приезжали близкие царю чиновники, деятели науки и искусства. В Гатчине на Карпином пруду Александр III произнес фразу, ставшую крылатой: "Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать". Просто один из министров не вовремя попросил императора срочно принять посла одной из великих держав.

Известный образ Александра III как "Державного основателя Великого Сибирского пути", то есть Транссибирской магистрали, создал итальянский скульптор Паоло Трубецкой. Мощный император, в головном уборе, напоминающем казачью папаху, на тяжелом коне. "На площади комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот, на обормоте шапка", - потом будет высечено на гранитном пьедестале четверостишее Демьяна Бедного. Сегодня этот монумент можно увидеть у входа в Мраморный дворец, а пока ведутся споры о переносе памятника на историческое место — на площадь перед Московским вокзалом.

фото Валентина Илюшина, 47news

Диспутами окружено и появление современных памятников. Из последних - 17-метровая скульптура Владимира Великого на Боровицкой площади в Москве и памятник создателю самого популярного автомата в мире Михаилу Калашникову в Оружейном сквере. Их автор Салават Щербаков. Он же - памятнику Александру III, который в 2012 году был установлен на набережной Новосибирска.

47news поинтересовался у Щербакова, не собирается ли он попробовать себя в Гатчине и каким он видит гатчинского Александра III:
 
- Это вопрос творчества, он интимный. В Новосибирске отталкивался опять-таки от строительства Александром III Великого Сибирского железнодорожного пути. В Гатчине другое должно быть. Но материал - бронзовый, а постамент из гранита. Так в Петербурге принято.

А петербургский скульптор Вячеслав Бухаев, который известен памятниками писателю Сергею Довлатову на улице Рубинштейна и мэру Анатолию Собчаку на Васильевском острове выступил с кардинальным предложением:

- Надо взять и перенести в Гатчину Александра от Мраморного дворца. Это правильно. Памятник Трубецкого замечательный. А если делать памятники, то современные, пусть даже царям. А сегодня сплошные муляжи лепят. Гермогены на пьедестальчиках.

Хотя, скорее все проще — современное состояние политической мировой псхики заведено на противостояние. Мы же со своей стороны начинаем искать символы уверенности и стабильности. Тут Иван Грозный — не помощник, так как Владимир Путин на днях лично присутствовал на открытии в столице мемориала жертвам репрессий. Даже Петр I — не тот образ. Он же в Европу окно рубил, а мы сегодня ежедневно говорим, что оттуда дует. Николай II может и мученик, но при нем России не стало. Александра II взорвали — нехорошие ассоциации. Ну, не женщин же, при крепком президенте. Вот и остается — глубоко русский, вплоть до рыбалки, миротворец, в такой шапке, что народнее не придумаешь. За таким и Родина, и жена спокойна.