Вице-губернатор по финансам Роман Марков продемонстрировал с трибуны - Ленобласть недалеко ушла от себя образца 1927 года. Зато он смирился с тем, что депутаты слабо понимают в бюджете. А то, что с соцкодексом всех обманули, вроде как и не заметили.
После съемок киноленты под названием "Бюджет", представленной публике в минувшую пятницу, 20 октября, вице-губернатора по финансам Романа Маркова называют роботом. На вопрос журналиста 47news, сколько человек над ним похохатывает по этому поводу, он честно признался: "Все".
В среду, 25 октября, главный по финансам представлял бюджет на 2018 год депутатам ЗакСа. В первой половине дня он огорошил их сообщением о том, что решения по смете, оказывается, принимают они. В ответ парламентарии лишь рассмеялись.
Теперь их предстояло убедить вникнуть в цифры. Накануне мы писали, что Марков настолько углубился в свой спокойный мир, что даже пропустил ажиотаж вокруг фильма "Матильда". Так что традиционно нудные изречения из его уст казались более чем гармоничными.
Роман Марков, фото Валентин Илюшин, 47news
Вряд ли кто-то слушал, ведь скороговоркой он говорил о принципах организации бюджета. О том, что документ "должен быть построен на основании перспективных плановых предположений местного хозяйства на ближайшую трехлетку", "контрольные цифры определяются строго в соответствии с реальными доходами". Плюс пара слов о строгой экономии государственных средств.
- Как вы думаете, из какого документа эти основные принципы были взяты? - с некоторой эмоцией вдруг бросил Марков вопрос в зал.
Оттуда, как от стены, отскочила лишь тишина.
- Вряд ли вы сможете догадаться, - прервал он сам себя. - Я только что зачитал вопросы Ленинградской губернии на 1926-1927 годы. У нас в истории мало что меняется.
На экране появились вырезки пожелтевших документов, а Марков объяснил, что сейчас идет оцифровка архива. И вот он подумал, что его предшественники, с которыми уж точно не посоветоваться, наверняка что-нибудь такое да сообщали потомкам. Тем более "маховик истории всегда движется одинаково". Ленобласть появилась на свет как раз 1 августа 1927 года. Тогда ведомства назывались Губисполкомы и Губотделы, а комитет финансов именовался ГубФО. И от них, как и сейчас, требовалось идти в ногу со сметой.
До таких аналогий в зале, кажется, действительно никто не мог дойти. И лишь лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев выкрикнул: "Значит, бессмысленно это все. Откуда шли, туда и придем".
В 1927 году, как известно, в стране Советов были трудности с возможностью пожевать даже хлеб, а новая экономическая политика была признана зловредной. Зато еще не загубили оппозицию, и даже Сталина еще можно было критиковать. С учетом того, что накануне губернатор Петербурга Полтавченко как раз доложил наверх о хлебном кризисе, выходило весьма доходчиво.
Впрочем, Роман Марков - это все же не Лев Троцкий, потому дальше в течение часа он лишь пересказывал то, что должен был. Месяц назад документ уже был представлен на заседании правительства, и конкретные цифры мы уже описывали.
Если совсем вкратце. Упор в следующем году будет сделан на повышении зарплат бюджетникам, ведь так завещал Владимир Путин. Доллар уже так резко не скачет, как хотелось бы, потому заработать на разнице валют не удастся. Из Москвы денег особо ждать тоже не стоит. Затраты на чиновников сократят на 10%.
Еще год назад, стоя на этом же самом месте и по этому же самому поводу, Роман Марков неприкрыто злился на сидящих перед ним депутатов. Практически он не давал им открыть и рта, настолько нелепыми звучали некоторые реплики, а другие казались ему вызывающими.
За год он, видимо, смирился. В том числе с тем, что никто из присутствующих не понимает, что во время нулевых чтений надо обсуждать только общие вопросы.
Владимир Петров, фото Валентин Илюшин, 47news
Энергетическую волну подхватил и депутат Владимир Петров. Собственно, это он и не давал спокойно жить чиновнику, наступая неудобными вопросами.
- Вы разбили образ робота, которым вас недавно показали. Никакой вы не робот, ведь только человек может так грамотно представить такой сложный документ, - льстил с первого ряда Петров, а Марков сначала смотрел на него настороженно, а потом покраснел.
Петров зачитал шутку, увиденную в соцсетях: "17-й год. Дефицит хлеба в Петербурге. Вся страна обсуждает личную жизнь царской семьи. Владимир - главный претендент на власть". Выходило, что сравнивать надо с 1917 годом, так что и ждать кое-чего другого.
Владимир Цой, фото Валентин Илюшин, 47news
Выборгский Владимир Цой с репликой "я не жалуюсь" рассказал, как накануне четыре часа постоял в очереди в МФЦ. "Мы выделяем на их развитие 800 миллионов. Этого не мало?"- поинтересовался он. По мнению Маркова, этого не то чтобы мало, просто до появления МФЦ было хуже, так что можно считать, что пока достаточно.
Депутат Алексей Ломов, фото Валентин Илюшин, 47news
Затем народные избранники принялись за то, ради чего, как иногда кажется, они и держатся за эти кресла - выбивание денег. Александр Верниковский из Сертолово настаивал, что в его городе надо выкупить детский садик и достроить за бюджетный счет спортивный комплекс. Иван Хабаров из Тосно грустно намекнул на необходимость нового морга за 16 миллионов. Алексей Ломов пытался уточнить, когда Марков даст денег на школу в Буграх. Мы как раз писали о том, что ее там не будет никогда, потому что под школу не осталось свободной земли.
Сергей Бебенин и Николай Пустотин, фото Валентин Илюшин, 47news
Спикер Сергей Бебенин иногда встревал и настаивал не спрашивать частности. Но вдруг не выдержал сам и напомнил об обещании отремонтировать школу №86 в Подпорожье. Но Марков спокойно обещал все "записать, уточнить и дать ответ на комиссиях". В моменты, когда не надо было ничего говорить, он играл со своей лазерной указкой.
Сергея Караваева из Мурино волновало, почему на транспортно-пересадочный узел в Девяткино дают сразу 256 миллионов, а на продолжение Пискаревского проспекта - миллион. По только ему понятным рассуждениям выходило, что часть поселения страдает, а часть - нет.
Казус вышел с коммунистом Николаем Кузьминым, который никак не мог взять в толк, где найти список ремонтируемых дорог и почему на них выделяют 7,4 миллиарда, если в прошлом году цифра была 9,3. Монотонное объяснение Маркова о переходящих остатках и о том, что за счет неизрасходованных 1,6 миллиарда в итоге получится столько же, к успеху не привело.
- Наверное, у меня не получается внятно объяснить, - расстроился Марков и повторил мысль еще раз.
Коммунистка Регина Илларионова пыталась выбить показания: сколько будет потрачено на реализацию социального кодекса. Марков пытался увести в сторону словами: "В следующем году на это направление будет потрачено на 200 миллионов больше, чем в этом". Этим себя и сдал.
Роман Марков, фото Валентин Илюшин, 47news
Владимир Петров вспомнил то, что, казалось бы, лежит на поверхности. Только сегодня парламент принял многострадальный социальный кодекс. Больше года Петров как председатель профильной комиссии сопротивлялся этому документу. В частности, упирал, что основной элемент - средний доход - должен быть записан в законе о бюджете. В нынешнем проекте его нет, потому, по мнению Петрова, каждая третья семья региона находится в положении, когда им неизвестно, смогут ли они рассчитывать на социальные выплаты.
Возможно, предчувствуя незапланированную драматическую развязку, спикер Бебенин отказался давать слово Петрову второй раз. Все слишком шло по графику.