После летней перегруппировки сил возобновились бои на южном и юго-западном участках фронта автобусных коммерческих перевозок. Обстреляны десяток маршруток на линии Петербург - Ленобласть. А главная цель — ПАЗы под номером 403.

В Петербурге обстреляны десять автобусов, курсирующих на юге города, а также связывающих мегаполис с Сосновым Бором и посёлком Большая Ижора Ломоносовского района Ленобласти. Все транспортные средства обслуживает компания "АТП Барс-2". Из пневматики метили в автобусы трех маршрутов: №403 "станция метро Купчино — посёлок Большая Ижора", №401 "станция метро Автово — Сосновый Бор" и №216 "станция метро Купчино — проспект Маршала Жукова". Обстрел проходил в два этапа. В промежутке между 22:00 и 23:30 10 октября были обстреляны шесть автобусов, а 11 октября с 7:00 до 9:30 - еще четыре. Хлопки были слышны в районе квартала Балтийская Жемчужина, на проспекте Стачек у метро Автово, в районе улиц Стойкости и Солидарности, а также в Петергофе. Стреляли не по лобовым водительским стёклам, а по задним и боковым.

На то, как гвоздили автобусы поздним вечером 10 октября, можно посмотреть на видео, которое оказалось в распоряжении 47news.

Первая запись сделана из кабины водителя автобуса № 403. Маршрутка движется по вечернему Петергофу. На видео видно, как автобус начинает движение с сигналом светофора и направляется к остановке "Больница". В этот момент слышны хлопки, напоминающие выстрелы. При этом водитель высказывает предположение, что в его автобус прилетел камень.

Видео: 47news

На втором видео - маршрутка № 401. Вечером 10 октября она ожидала пассажиров на проспекте Стачек у метро "Автово". Также слышится хлопок, напоминающий выстрел.

Видео: 47news

Пострадавших пассажиров в результате инцидентов не было. Автобусы с раскуроченными окнами снимались с рейсов. Вызывались сотрудники ДПС. После оформления происшествия покалеченный транспорт отправлялся в парк для проведения ремонта. Пассажирам же подавалась другая машина.

автобус.jpg

photo_2017-10-11_09-33-34 (2).jpg

Хотя из пневматики били по автобусам трех маршрутов, знакомые со спецификой взаимоотношений между перевозчиками собеседники 47news посоветовали обратить внимание на маршрут №403, связывающий Купчино с Большой Ижорой. До весны 2017 года по этому же рейсу работали маршрутки К-801. Работу этих маршруток связывали с компанией "СеверТранс-СПб", которую возглавляет Владимир Надэссон. Перевозчик маскировал транспортировку ижорцев и ломоносовцев под работу по заказу. То есть проходил по разряду нелегала. К тому же официальный маршрут №801 связывает Санкт-Петербург с селом Винницы Подпорожского района. 47news подробно описывал схему работы маршрута К-801. Для посадки на автобус надо было обзавестись именной картой, а также найти себя в списках клиентов "СеверТранс-СПб" перед посадкой. То есть по сути речь шла о коллективной аренде автобуса. Но только подобный фрахт подразумевает доставку пассажиров из точки А в точку Б, но при этом отсутствует возможность остановок.

Непосредственно компания "АТП Барс-2" пришла на маршрут №403 летом 2014 года по конкурсу, объявленному комитетом по ЖКХ и транспорту Ленинградской области. На тот момент маршрут имел конфигурацию станция метро "Купчино - Сосновый Бор, проспект Героев". Для победы на конкурсе перевозчиком были закуплены 17 новых автобусов. Однако на маршрут "барсы" не вышли. Говорят, что не хотели участвовать именно в "автобусных войнах" с нелегалами. А по автобусам "АТП Барс-2" уже стреляли и не раз.

Спустя почти три года после победы в конкурсе, а именно в самом конце мая 2017 года "АТП Барс-2" все-таки вышел на маршрут №403. Компания заключила допсоглашение с областным управлением по транспорту. Маршрут трансформировался в "станция метро Купчино — Большая Ижора". Он полностью совпадал с нелегальным маршрутом К-801, который перестал функционировать с приходом "АТП Барс-2".

При этом в конце августа стало известно, что был наложен арест  на несколько автобусов, нелегально возивших пассажиров от Купчино до Большой Ижоры. Само уголовное дело по статье 171 УК - "незаконное предпринимательство", в отношении пока не установленных организаторов нелегальных маршрутных перевозок, было возбуждено в июле. Тогда на неофициальном маршруте №801 было задержано два микроавтобуса.

Еще один штрих. В ночь на 13 сентября на базу "АТП Барс-2" на Копорском шоссе в Сосновом Бору пробрался неизвестный и поджег 9 автобусов. Машины выгорели полностью. Все ПАЗики были задействованы на обслуживании пресловутого маршрута №403.

Участники рынка в разговоре с 47news говорят о развернувшейся новой автобусной войне, увязывая в одну цепочку майский выход на 403-й маршрут официального перевозчика, августовское уголовное дело, сентябрьский пожар в Сосновом Бору и октябрьские расстрелы.

"Плечо короткое, пассажиров много, трафик плотный, маршрут прибыльный", - отметил один из собеседников 47news.

Сегодня на 403-ей линии работают десять ПАЗов. Стоимость полного билета от Купчино до Большой Ижоры составляет 120 рублей. В "АТП Барс-2" 47news сообщили, что пока не могут оценить объем перевозок на маршруте, а следовательно, нет возможности говорить о его окупаемости или неокупаемости. Поэтому возьмем по максимуму.

Полная вместимость ПАЗа "барсов" маршрута №403 составляет 43 человека. Если уже в Купчино коробочка будет полной и таким же составом доедет до Большой Ижоры, то выходит 5 160 рублей за рейс.

Директор "АТП Барс-2" Андрей Заботин в разговоре с 47news признает, что целью минувшего пневмообстрела было устрашение пассажиров. Он также говорит о следе конкурентов-нелегалов, но конкретные имена не называет.

"Обстреливали только автобусы "АТП Барс-2", только в южной и юго-западной части города. Действовали мобильно. А что до всего остального... Мы официальный перевозчик. Пусть разбирается следствие", - заявил Заботин 47news.

Мы позвонили и директору "СеверТранс-СПб" Владимиру Наддэсону. Он про обстрелы маршруток "барсов" разговаривать не захотел, заявив что его компания не работает перевозчиком, а исключительно по заказам. "У нас 801-го маршрута нет никакого, нас вообще с 2014-2015 года на Ломоносове нет", - заявил он. Рассказывать о том, где именно "СеверТранс-СПб" принимает заказ, Наддэсон отказался, усомнившись в том, что действительно разговаривает с журналистом.

Власти в свою очередь пообещали держать руку на пульсе. Заместитель руководителя управления по транспорту Михаил Присяжнюк заявил, что по факту произошедшего будет подано заявление в правоохранительные органы.

Осталось добавить только одно — заявление очередное.