Выговором закончилась попытка вице-губернатора Коваля склонить финансиста Маркова к выделению лишнего на ЖКХ. Бузу устроили прямо на заседании правительства. Тюльпанчиков в тепличке, как назвал губернатор Дрозденко муниципалов, тоже предупредили. Так рассматривают бюджет, когда денег нет.
Скучное с точки зрения обывателя заседание правительства впервые за долгое время ожило. В четверг, 21 сентября, обсуждалось, на что жить дальше. Вице-губернатор по финансам Роман Марков представлял бюджет на 2018 год. Тон задал губернатор Александр Дрозденко, потребовавший включить счётчик времени для коллеги, чтобы он не увлёкся перечислением цифр. На табло высветилось 30 минут.
- Дрозденко поставил Маркова на счётчик, - раздалось в зале.
Ничего обнадёживающего главный финансист не сказал.
Ни одного нового объекта в следующем году построено не будет, деньги есть только на завершение начатых. Федеральный бюджет пока помочь ничем не обещает, даже на реализацию так называемых "майских указов президента". Курсы валют и нефти, как всегда, непредсказуемы, а это придаёт шаткость любым прогнозам.
Небольшая остановка в развитии, впрочем, по заверениям Маркова, является следствием быстрых темпов в предыдущие годы. За счёт продажи возросших в цене евро и доллара в 2014 году образовалась подушка безопасности в 15 миллиардов рублей. Их вкладывали в банки и в строительство, с их помощью — безболезненно пережили последующее снижение роста валюты.
Теперь на скачках не заработаешь, так что в текущем же году доходов стало меньше на 6,1%, а расходов больше на 14,4%. Эти две цифры чиновник назвал определяющими. Объяснил их в том числе тем, что теперь из региональной казны один процент налога на прибыль уходит в Москву, а это три миллиарда рублей.
Вспомнили о том, что во время предыдущей избирательной кампании Владимир Путин анонсировал повышение зарплат бюджетникам, и вот пришёл год, когда средств на это надо выделить больше всего. Так что основной упор будет сделан на оплату труда бюджетников, на которых надо найти 10,4 миллиарда рублей. Несколько раз Марков произнёс: "Это теперь наш приоритет". Звучала фраза без грусти, впрочем, и без энтузиазма.
Искать эти деньги надо, с его слов, в собственных доходах. Потому сильно, на 10%, снизятся расходы на содержание государственного аппарата. Мы уже писали, что для этого затевается реформа. Благодаря сокращению чиновников будет высвобождено около 1,5 миллиардов рублей, из которых 800 миллионов рублей как раз добавят врачам-учителям.
Больше всего же увеличатся расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и топливно-энергетический комплекс. Оторвавшись от листочков, вице-губернатор обернулся к плазме и с некоторой торжественностью в голосе сообщил, что сумма заложена как никогда большая — 7,3 миллиарда рублей. Это сразу на 36% больше, чем сейчас, и часть предусмотрена для развития "Леноблводоканала".
В этот момент журналист 47news заметил, как вице-губернатор по ЖКХ Олег Коваль о чём-то переговаривается с губернатором через стол. В руках он держал свёрнутую бумагу. Александр Дрозденко что-то переспрашивал, а Коваль объяснял жестами.
На образование дадут 26,3 миллиарда рублей, что на 8% больше, чем сейчас. Сразу на 20% увеличатся расходы на здравоохранение, а в натуральном выражении это 19,9 миллиарда рублей. Развитию автодорог посвятят 7,34%. Это хоть и всего на 2% выше, чем сейчас, но Марков высказал уверенность, что, во-первых, не все запланированное на текущий год будет потрачено, а, во-вторых, Москва, может, на что-то и расщедрится.
Не замеченный и ранее в переживаниях за простых людей Роман Марков внезапно выступил с краткой речью насчёт того, что на соцподдержку тратится слишком много денег — на неё запланировано 15,1 миллиарда рублей.
- Мы надеемся, что депутаты наконец примут социальный кодекс. При таких масштабах выплат необходимо уже решить задачу по направлению средств тем, кто в этом нуждается, - напомнил он про генеральную тему последнего года.
Вице-губернатор по социальной политике Емельянов, губернатор Дрозденко, вице-губернатор по финансам Марков
фото: Валентин Илюшин
В общем, выходило, что в целом всё останется на прежнем уровне, но внутри бюджета направления перераспределят. Доходы областной казны увеличатся на 3,1% и составят 100,1 миллиарда рублей, расходы увеличатся на 1,7% и составят 105,9 миллиарда рублей. Дефицит — 5,8 миллиарда рублей, что в относительной величине составит 6%.
Александр Дрозденко увещевал муниципальных руководителей вглядеться в тенденцию и прекратить использовать региональный бюджет в качестве донора.
- Вы понимаете, о чём мы тут говорим? - присмотрелся он. - На содержание собственного имущества мы тратим 3 миллиарда, а вашего — 4,9 миллиарда рублей. При этом у вас профицит, а у нас дефицит, - чеканил он.
- Мы же одна семья, - произнес с последнего ряда глава администрации Лодейнопольского района Илья Дмитренко. Эту фразу любит повторять губернатор, когда ему надо достучаться до совести кого-либо, потому слышалась издёвка.
В зале захихикали.
- Знаете, что? Я вас выращиваю, как тюльпанчиков в тепличке. Но с 18 года наши взаимоотношения будут жёсткие. Вы больше не можете выходить за нормативы финансирования, иначе мы его вам отменим, - пригрозил он.
Ещё раз уточнив у Маркова, правильно ли он понял, что федеральных денег нет даже в планах, Александр Дрозденко призвал заместителей почаще наведываться в Москву, прежде всего — в Министерство финансов. Повернувшись направо, он, в первую очередь, обратился к вице-губернатору по ЖКХ Олегу Ковалю и строительному Михаилу Москвину. Москвин посмотрел на начальника несколько испуганно и не произнес ни слова, всем своим видом показывая, что с ним согласен.
Пока перечислялись другие фамилии и вопросы, Олег Коваль, обдумав предложение, громко, прямо в микрофон, произнёс:
- Ага, сейчас, только поменяю, как коллега из города, фамилию с Коваля на Путин, и поеду в Москву просить денег, - явно вспомнил петербургского Игоря Албина он.
Интонация при этом была вроде "ага, сейчас, всё бросил и побежал", но Дрозденко не обратил внимания. Зато через пару минут он показал листочек, который вертел в руках, и подначил Коваля: "Олег Сергеевич, вы хотели Роману Ивановичу задать вопрос".
Ничуть не сконфуженный Коваль сходу потребовал объяснить, почему на вверенное ему ЖКХ запланировано падение расходов аж на 10%. "Спасибо, конечно, что не на 20, но всё же", - выступил он, назвав цифру в 3,6 миллиарда рублей. Эта та часть, которая, по его мысли, отдана именно на ЖКХ, без учёта ТЭК.
Аналогичная сцена уже была год назад, когда главный коммунальщик никак не мог выпросить у главного финансиста деньги на "Леноблводоканал". Одним из средств к достижению цели стало поднятие вопроса на заседании правительства. Тогда всё закончилось успешно.
Роман Марков, до того момента по традиции изображавший из себя памятник, зашевелился.
- Вообще-то, мы вам повышаем финансирование, и это мы ещё про межтарифную разницу не говорим. И неправильно сейчас обсуждать столь узкие темы, - резко ответил он, обернувшись влево.
- Да, но трубы не молодеют, жильё не молодеет, - парировал Коваль.
Дрозденко встрял в спор подчинённых, сказав, что он согласен с Марковым и денег на ЖКХ выделяется вполне достаточно.
- Ага, вон Орлов (глава администрации Выборгского района — ред.) пусть скажет, какой у него прогноз, - в голосе Коваля уже чувствовалась обида, а тон указывал, что в ход пускается козырь.
Геннадий Орлов
фото: пресс-служба правительства ЛО
Геннадий Орлов действительно рассказал, что "Управляющая компания по ЖКХ Выборгского района" имеет кредиторскую задолженность перед поставщиками в 1 миллиард рублей. Из них 560 миллионов рублей — это межтарифная разница, которую правительство не отдало территории ещё в 2012 году, и из-за чего до сих пор суды. 271 миллион рублей — это недополученная разница после установления более низкого тарифа, а 141 миллион рублей — долги от ТСЖ.
- Вот видите, - уже руками показывал Олег Коваль.
- С вашей стороны не очень корректно на заседании правительства обсуждать такие частности. Но раз уж вы начали, я могу задать вопрос. Геннадий Алексеевич, что же вы делали все эти годы, раз такой благополучный район до такого докатился? Это всё ваши полномочия, - монумент зашевелился. Орлов порывался ответить, но ему не дали.
Сцена длилась не более десяти минут, но воздух в зале пропитался атмосферой беспорядков. Начались переписки в телефонах. Кому-то пора было стукнуть кулаком по столу. Слово взял Дрозденко.
- В этих вопросах надо разбираться глубоко, и точно не здесь. Олег Сергеевич, за поведение объявляю вам выговор.
фото: пресс-служба правительства ЛО
Вскоре Марков сел на место. От него до Коваля был только вице-губернатор по строительству Михаил Москвин. В течение следующих минут пятнадцати они вдвоём перешёптывались, не замечая сидящего посредине. Издалека было видно, что спорят, но периодически оба сияли улыбками.
фото: пресс-служба правительства ЛО
То и дело в диалог явно пытались впутать Москвина. Он, словно ребёнок при родительской ссоре, молча поворачивался то влево, то вправо, явно пытаясь показать, что любит обоих. Когда болтать головой туда-сюда, видимо, надоело, он упёрся взглядом в ноутбук, в котором показывали таблицы о фонде медицинского страхования. Тогда Коваль и Марков откинулись и переругивались уже за его спиной. Через какое-то время в их сторону глянул Александр Дрозденко. Кажется, Москвин был спасён.
Журналист 47news спросил Романа Маркова, о чём был красноречивый разговор.
- О женщинах, о чём ещё. Всё в порядке, - ответил он.
И это было даже не нулевое чтение бюджета.