После ухода из правительства Ленобласти жизнь тоже есть, только другая. Можно превратиться в барина, как бывший вице-губернатор по строительству Богачёв, а можно чуть не стать министром, как финансист Елин. Ровно за 5 лет, прошедших после инаугурации, Дрозденко лишился десятка замов, а скучает большинство по коммунальному Пахомовскому.
В воскресенье, 28 мая, современная Ленобласть отметит первый крупный политический юбилей. В этот день Александр Дрозденко впервые вступил в должность губернатора. Предшественник, Валерий Сердюков, надел на него символическую цепь, а сменщик пообещал работать "активно, открыто и честно".
Насчёт последнего судить будет история, а об активности Дрозденко тогда не обманул. За эти 1826 дней он сменил или от него ушли как минимум одиннадцать вице-губернаторов.
Кто-то, вроде продержавшегося четыре месяца заместителя по жилищно-коммунальному хозяйству Алексея Мешкова, никогда не интересовал широкую общественность, потому где он сейчас, никто не следит. Руководивший социальным блоком Олег Уткин, служивший при Сердюкове, не устроил Дрозденко как подчинённый и потому тоже выпал из обоймы почти сразу же. Вице-губернатор-руководитель аппарата Лариса Красненко занимала высокий пост недолго, но далеко от дел не отошла и с тех пор успешно занимает должность председателя комитета правового обеспечения.
Остальным мы задали вопрос в лоб: "Есть ли жизнь без Дрозденко?"
Самым успешным можно назвать Евгения Елина, который первым написал заявление об увольнении по собственному желанию, проработав на Суворовском, 67 ровно один год. Уехал он в Москву, получив позицию заместителя министра экономического развития. После ареста министра Алексея Улюкаева его даже прочили на его место.
- Какая она, жизнь, после правительства Ленобласти?
- Работа в правительстве Ленобласти было классным временем. С таким запалом и желанием я не работал ни до, ни после. Жизнь такая, что она не останавливается. С точки зрения труда, содержательной работы у меня стало меньше, зато шире масштабы.
- Когда бумажек приходилось перекладывать больше, сейчас или тогда?
- На федеральном уровне, конечно, бумажек больше, значит, полезных дел гораздо меньше. Но так устроена система, это нормально.
- Вы самореализовались в своём нынешнем статусе?
- Абсолютно и безусловно — да. Меня всё устраивает.
- Чего Вам не хватает в вашем нынешнем статусе?
- Азарта и человеческих отношений в команде. При большой разношёрстности отношения коллег были хорошими.
- Вас же вроде многие не любили на Суворовском, 67.
- Я этого не замечал. А если кто плохо относился, делал это открыто, явно.
Бывший главный коммунальщик Юрий Пахомовский (не вошёл в последний состав правительства, проработал больше трёх лет), успевший до прихода в команду губернатора Дрозденко побывать и депутатом ЗакСа Ленобласти, теперь возглавляет сосновоборский филиал "Титан-2", генерального подрядчика строительства ЛАЭС-2.
- Работаю в частной структуре и вполне доволен своей жизнью. Пока не понял насчёт самореализации, но, по сути, моя нынешняя жизнь ничем не отличается от предыдущей. Как тогда, так и сейчас, нахожусь на переднем плане.
- Вы такой активный, может, вам не хватает темпа?
- Скорее, размеренности мне не хватает, а темпа у меня за глаза и за уши.
- Скучаете по кому-то?
- Некогда мне ни о ком и ни о чём думать.
Последний вопрос был с подвохом, ведь, к примеру, экс-вице-губернатор по строительству Георгий Богачёв (ушёл сам) ни по кому и ни по чему не скучает, кроме как по Пахомовскому.
- Прикольно было болтать с ним, кофе пить, называть его Доном Пахомом...
- Кроме как думать о Пахомовским, чем-то вы ещё занимаетесь?
- У нас семейная база "Илоранта" в Выборгском районе, все силы на неё. Немного занимаюсь общественной деятельностью. Вот Леноблстройсоюз, который я возглавляю, недавно проводил модное мероприятие — велопробег до Иматры. Локально, в посёлке Гвардейское, где живу, пытаюсь изменить жизнь к лучшему. Недавно вот построили храм, с жителями убираем мусор, скоро будем ремонтировать Дом культуры.
- Да вы напоминаете барина.
- О, точно! Зато в этом во всём я самореализовываюсь. Дело у меня, может, и маленькое, но почётное. Смешно, но благодарности от людей поступает мне гораздо больше, чем раньше. Говорят, база у вас хорошая, молодцы, мол, здорово. Это приятно.
- Из-за чего-то на Суворовском, 67 у вас щемит сердце?
- Не по чему там скучать. С теми людьми, с которыми мне интересно, и так общаюсь. Сейчас едем с семьёй в автодоме по "Золотому кольцу". Это гораздо приятнее, чем сидеть в душных кабинетах и слушать чиновничьи отчёты.
- Отдыхать не работать, это давно известно.
- Я и сейчас работаю, но делаю только то, что хочу делать. В целом, я очень доволен жизнью.
Другой их коллега, в недавнем прошлом вице-губернатор по внешней политике, Герман Мозговой, тоже если и проезжает мимо Дома правительства, то грустит о невозможности поболтать с Юрием Пахомовским.
- Помню, мы постоянно захаживали с Юрием Витальевичем в буфет на первом этаже, хорошая была компания.
- Чем вы сейчас занимаетесь?
- Частным бизнесом, есть группа компаний "Адамант", так вот совместно с учредителями развиваем строительство, но в основном — в Петербурге. Всё у меня в порядке. Самая большая иллюзия — думать, что за границами Суворовского, 67 нет жизни. В определённой степени, она была и у меня, но прошла. Привыкаешь, конечно, к определённому стилю общения, но всё проходит.
- Произошла ли самореализация за это время?
- Прежде всего, я самореализовался как отец, недавно у меня родилась вторая дочка.
Бывший руководитель аппарата Сергей Шабанов прекратил быть вице-губернатором в 2012 году, тогда же стал уполномоченным по правам ребёнка, это структура федерального подчинения.
- Есть ли жизнь без правительства Ленобласти?
- Есть, конечно, и она также наполнена смыслом. Я самореализовался в своей работе, ведь по образованию юрист, по роду службы постоянно приходится преодолевать препоны должностных лиц, которые считают, что они ведут себя по закону.
- Чего вам не хватает?
- Широты возможностей, которые есть у вице-губернатора. Тогда я мог многое исправить словом и авторитетом, а здесь надо работать убеждением.
Другой бывший вице-губернатор-руководитель аппарата, Михаил Лебединский, ушёл в декабре прошлого года, а позже стал председателем Леноблизбиркома.
- У меня всё хорошо, — сходу заявил он.
- Вы самореализовались на своём посту?
- Оценивать свою работу сам не могу, это будет сделано после электорального цикла. Место у меня хорошее, много важных федеральных задач.
- По кому-нибудь скучаете?
- Мне некогда скучать. С людьми, которых уважаю, общаюсь независимо от того, какой пост занимаю.
А вот сложнее всего психологически оторваться о серого здания, где сидит областная власть, было Валерию Сердюкову, державшему там все струны двенадцать лет. Теперь он член совета директоров "Газпромнефти", где заседания проходят один-два раза в месяц.
- Заочно я постоянно работаю, по электронной почте каждый день какие-то дела, согласование и изучение сделок. За жизнью Ленобласти постоянно слежу, в том числе, и по вашим статьям. Многие из ваших материалов явно неприятны руководству, а я считаю, так и должно быть. Езжу по муниципальным образованиям, бываю в Выборге, Волхове, Кингисеппе, обсуждаю проблемы на местах. А так с внуками общаюсь, они у меня большие, шестой, девятый и одиннадцатый класс окончили, с ними интересно беседовать.
- Чего вам по прошлой жизни не хватает?
- Мне 71 год и меня всё устраивает в моей жизни. Большого желания влезать в политику нет. Читаю книгу, вот, Валентина Пикуля, об Анне Иоанновне. В Дом правительства езжу редко.
Бывшие вице-губернаторы Александр Кузнецов и Константин Патраев на тему прошлого с журналистом 47news общаться не пожелали. Кузнецов, отвечавший у Дрозденко за внешнюю политику, бывший чекист и никогда не доверял прессе, а теперь у него кабинет в банке "Россия". Знакомые Константина Патраева, отвечавшего за внутреннюю политику, утверждают, что он тоже не тужит.