Стоимость поездки в электричках по абонементу вырастет на 40% решили в Северо-Западной транспортной компании, а скидка на многоразовый проезд не превысит 5%. Жителям Луги надо приготовить дополнительные пять тысяч, а в Сосново - две. Противостояние железнодорожников и прокуратуры продолжается.

Северо-Западная транспортная компания (СЗППК), в понедельник 16 февраля, заявила о повышении цен на абонементы для проезда в электричках. С 21 февраля их стоимость вырастет в среднем на 40%, сообщили в пресс-службе СЗППК. При этом в Петербурге рост составит 5%. Причиной значительного повышения стало снижение скидки на поездку по абонементу, в сравнении с разовой поездкой с 42% до 5%. В Петербурге с 25% до 20%.

"Последнее повышение стоимости абонементов в Ленобласти было год назад, а тариф поднимался уже два раза. Например, последнее повышение было 12 января с 2,25 рублей до 2,65 рублей за километр. В Петербурге изменения стоимости абонементов не такие заметные, поскольку их цена в прошлом году уже повышалась", - пояснили в железнодорожном ведомстве. Напомним, что 3 февраля глава региона пообещал, что в скором времени проезд в электричке на территории области для населения будет стоить не 2,65 рубля за 1 километр, а 2,50 рубля за 1 километр. При этом СЗППК будет получать разницу из регионального бюджета. Решение об этом должно быть принято в марте.

Согласно информации размещенной на сайте СЗППК, до последнего времени размер скидки к разовому билету составлял от 23% до 42% в зависимости от вида абонементного билета, срока его действия и дальности поездки. Скидка от 34% до 42% распространялась на абонементы видов: "Несколько поездок", "Ежедневный", "На количество месяцев", "На количество дней", абонементные билеты "Рабочего дня" и билеты "На даты". А скидка от 23% до 34% распространялась на абонементы "На количество поездок", "На один месяц" и "На два месяца".

Но, благодатные времена щедрости подошли к концу. "Скидка к разовой поездке составит не более пяти процентов", - рассказали в СЗППК.

На примере абонемента "Ежедневного на месяц" 47news, с допусками, посчитал насколько изменится стоимость многоразового билета. Как сообщили в пресс-службе СЗППК, стоимость такого билета рассчитывается исходя из 50 поездок. Например, одноразовый проездной документ на электропоезд по маршруту "Петербург - Луга" стоит 343 рубля. Стоимость 50-ти поездок без скидки, составляет 17 150 рублей. Берем пока действующую скидку по среднему, в размере 30%. Получается, что сейчас абонемент стоит 12 005 рублей. При нынешнем повышении стоимости в среднем на 40% то же количество поездок обойдется в 16 807 рублей. То есть, жителям придется потратить на поездки почти на 5 тысяч больше, нежели ранее. Люфт при расчете заключаются в том, что пока поезд идет по территории Петербурга, то тарификация на так называемых "станциях перемены тарифа" идет по городским тарифам.

Такой же расчет для маршрута "Девяткино - Сосново" при стоимости разовой поездки в 165 рублей дает стоимость абонемента в 5490 рублей сейчас и 7750 рублей с 21 февраля. Разница — 2260 рублей.

Решение о значительном повышение стоимости абонементов было принято на фоне продолжающейся истории с введением сбора за покупку билетов у разъездных кассиров. Напомним, что дополнительные деньги за оформление билетов собираются с пассажиров с 1 января 2015 года. Изначально речь шла о ста рублях, которые пассажир должен заплатить сверх проездного тарифа в случае, если не купил билет на станции, где есть касса, а оформляет его прямо в электричке. Позже, 4 февраля, ввиду многочисленных обращений недовольных граждан, сбор был снижен до 63 рублей. При этом еще в сентябре 2014 года правительство Ленобласти в ответ на запрос ОАО "СЗППК" сообщило о невозможности введения такого сбора, в том числе по причине низкого уровня охвата остановочных пунктов билетными кассами – ими оснащены только 12% станций Ленинградской области. А 30 января по факту взимания ОАО "СЗПК" дополнительного сбора Ленинградским УФАС России возбуждено административное дело о нарушении антимонопольного законодательства. Сейчас оно расследуется.

Северо-Западная транспортная прокуратура также не согласились с железнодорожниками и признала сбор необоснованным, поскольку в соответствии с правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденными министерством транспорта России от 19.12.2013 года, определено, что при отсутствии билетной кассы или терминала самообслуживания на станции гражданин может осуществить посадку в поезд без билета, и перевозчик оформляет его проезд непосредственно в поезде или на станции назначения без взимания дополнительной платы. 11 февраля надзорный орган подвел итоги проверки. "Применение сбора в не зависимости от его суммы не обосновано и нарушает права граждан. Сбор за оказание услуги в электричках не отличим от оказания услуги при посадке на станции без кассы", - заявил исполняющий обязаности транспортного прокурора Алексей Короп. По данным 47news в СЗППК получили представление надзора. "Мы все изучим и ответим и в течении месяца, а может и раньше ответим", - сообщили в пресс-службе и отметили: "В принципе мы готовы судиться и идти до конца". В транспортной прокуратуре заочно ответили железнодорожникам: "Мы будем до конца настаивать, что был нарушен закон и либо выносить протест, либо судиться".

Напомним также, что в январе появилась информация о планах полностью или частично отменить в Ленинградской области порядка 50-ти маршрутов пригородных поездов круглогодично и еще около 100 в зимний период. Тогда в пресс-службе "СЗППК" данную информацию не подтвердили. Эксперты отмечали, что слухи о предстоящих отменах поездов уже стали традицией, длящийся с 2009 года. Согласно действующему законодательству, субъект Федерации обязан компенсировать перевозчику так называемые "выпадающие доходы" - убытки, связанные с нерентабельными перевозками пассажиров по непопулярным маршрутам. Как писал 47news отмена пригородных поездов считается эффективным рычагом воздействия перевозчика на областное правительство с целью повышения тарифов и получения оплаты выпадающих доходов в желаемых объемах.

Также известно, что действия СЗППК в Псковской области даже привлекли внимание президента. С 1 февраля там полностью отменили пригородное железнодорожное сообщение. Как сообщали тогда псковские СМИ, пригородные железнодорожные компании, выполняющие перевозки, требовали 100% компенсации своих убытков за уже выполненные услуги. Ленинградскую область это тоже задело. Перестала ходить последняя пара поездов направления "Дно - Оредеж" и отменены четыре электрички сообщением "Псков - Луга". После "окрика" гаранта Конституции движение электричек было немедленно восстановлено.

Справка:

По данным областного правительства, ежегодный пассажиропоток в 47 регионе составляет 1 миллиард 338 миллионов 705 тысяч пассажир-километров, что примерно соизмеримо с пассажиропотоком в Петербурге. На все 11 субъектов Северо-Запада приходится примерно 2 миллиарда 700 миллионов пассажир-километров. Для сравнения: в Псковской области пассажиропоток за 2014 год составлял 550 миллионов пассажир-километров, примерно столько же в Новгородской и Мурманской областях.

Виктор Смирнов, 47news