Решение структуры РЖД брать дополнительные 100 рублей с пассажиров вызвало эмоции в правительстве Ленобласти. Вице-губернатор Пахомовский разберется, но в УФАС и прокуратуру уже обратились. 47news узнал, что за проезд можно и не платить. Но под честное слово. Как в СССР.
 
Официальные релизы от пресс-службы губернатора и правительства Ленобласти предсказуемо не сенсационны. Однако 15 января 47news увидел взрослый конфликт: областной комитет по тарифам и ценовой политике заявил о сомнительной законности в действиях "Северо-Западной пригородной пассажирской компании" (СЗППК) и обратился сразу в несколько надзорных ведомств. Письма с просьбой проверить правомерность действий перевозчика направлены комитетом в федеральную службу по тарифам РФ, федеральную антимонопольную службу и Северо-Западную транспортную прокуратуру.
 
Причиной тому стал дополнительный денежный сбор за оформление билетов, который с 1 января взимается СЗППК с пассажиров пригородных поездов. Речь идет о ста рублях, которые пассажир должен заплатить сверх проездного тарифа в случае, если не купил билет в кассе или терминале самообслуживания, а оформляет его прямо в вагоне поезда. Собранные таким образом деньги пойдут на оплату труда разъездных контролеров-кассиров и содержание переносного кассового оборудования.
 
В областном комитете по тарифам и ценовой политике решили, что действия СЗППК удивительны даже с точки зрения здравого смысла, ведь затраты на работу контроллеров и содержание переносных касс учтены в действующем экономически обоснованном тарифе на перевозку пассажиров. 
 
Решение по тарифу принято, как известно, 30 декабря на состоявшемся в правительстве Ленобласти совещании. Тогда было решено, что тариф составит 2,65 рубля за 1 километр и 37,10 рубля за первые 20 километров пути. Ранее, напомним, тариф составлял 2,25 рубля за километр и 31,50 рубля за первые 20 километров.
 
В ведомстве нам указали, что сообщили СЗППК о невозможности введения дополнительного сбора еще в сентябре 2014 года. Одна из причин - низкий уровень охвата остановочных пунктов билетными кассами и терминалами самообслуживания. Ими оснащены только 12% областных железнодорожных станций. На обывательским уровне можно считать, что их нет. Однако в январе 2015 перевозчик в одностороннем порядке ввел дополнительный сбор, что и побудило комитет не только обратиться в надзорные инстанции, но и публично продемонстрировать свою позицию. Что, конечно, говорит и об эмоциях.
 
Известно, что озабоченный введением сбора Александр Дрозденко поручил разобраться в ситуации профильному вице-губернатору Юрию Пахомовскому. Совещание с участием Пахомовского, председателя комитета по тарифам Сибирякова и представителей РЖД назначено на вторник, 20 января.
 
Отметим, что решение о введении сбора при оформлении билета в электричках на территории Петербурга и Ленобласти, правда в размере 50 рублей, уже принималось СЗППК в 2010 году. Тогда антимонопольная служба выявила в действиях перевозчика нарушение ФЗ "О защите конкуренции" и сбор был отменен.
 
В пресс-службе ОАО "СЗППК" заявлению комитета по тарифам и ценовой политике удивились.
 
"В нашем решении чётко отражено, что сбор будет взиматься только с тех пассажиров, которые сели в поезда на станциях, имеющих билетные кассы или терминалы самообслуживания. То есть как раз на этих 12% с кассами. Если человек имеет возможность купить билет, но почему-то это не делает, к нему мобильную кассу подносят в вагоне. За эту услугу он и платит 100 рублей. Собранные таким образом средства идут на содержание мобильных касс и обслуживающего их персонала", - объяснила корреспонденту 47news пресс-секретарь ОАО "СЗППК" Юлия Войтович.
 
При этом она отметила, что никаких дополнительных сборов с пассажиров, которые садятся в поезда на станциях, не имеющих касс или билетных терминалов, взиматься не будет. Они, как и раньше, смогут купить билет в вагоне по обычной стоимости.
 
Журналиста заинтересовало, как контролеры СЗППК намерены определять, на какой станции сел в поезд конкретный пассажир. То есть мог ли он купить билет в кассе и, следовательно, нужно ли брать с него дополнительные сто рублей, если он этого не сделал. Оказалось, что решающим станет честное слово.
 
"Разумеется, мы не всегда имеем возможность точно установить, где именно в поезд сел пассажир. Во многих случаях наши контроллеры визуально отмечают место посадки. Но если этого не произошло, то решающим является честное слово пассажира", - заявила Войтович.
 
При этих словах журналист вспомнил детство. Кассовые аппараты в общественном транспорте времен СССР предполагали возможность вытащить билет, опустив в кассу монетку соответствующего номинала. При этом, билет можно было вытащить и просто так — оплачивать проезд пассажира обязывала исключительно совесть советского гражданина.
 
Вице-губернатор Пахомовский отметил, что правительство озабочено подорожанием проезда по территории Ленобласти.
 
"Представляете, работает на станции только одна или две кассы. Очередь стоит, а человек опаздывает на поезд. Непонятно, почему он должен переплачивать сто рублей, когда есть принятый тариф", - отметил Пахомовский.
 
Олег Сибиряков также заявил журналисту, в первую очередь считает необоснованным сбор за оформление билетов потому, что эти затраты уже включены в действующий тариф на перевозку. 
 
"Компания-перевозчик включила эту услугу в свои обоснования для повышения тарифа на перевозку пассажиров. Неясно также, откуда взялась сумма сбора в 100 рублей. В соответствии с какими расчетами или нормативно-правовыми актами взимается именно эта сумма", - объяснил свою позицию Сибиряков.
 
Кроме того председателя комитета по тарифам и ценовой политике интересует, как контролеры будут определять на какой станции сел пассажир - с кассой или без. Очевидно, что в современной экономической парадигме фраза "под честное слово" звучит неубедительно. 
 
Артем Шалякин,
47news