Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко в кризис пообещал снизить цену билета на электричках до 2,5 рубля за километр. Впервые регион будет платить железнодорожникам. Транспортные чиновники подозревают шантаж. Тем не менее, итог упрётся в политику.
 
Правительство Ленинградской области впервые пошло на уступки "Северо-Западной пригородной пассажирской компании" (СЗППК). Во вторник, 3 февраля, было официально объявлено решение губернатора Александра Дрозденко: из казны будут компенсироваться выпадающие доходы железнодорожного монополиста.
 
Глава региона пообещал, что в скором времени проезд в электричке на территории области для населения будет стоить не 2,65 рубля за 1 километр, как было объявлено в конце декабря, а 2,50 рубля за 1 километр. При этом СЗППК будет получать разницу из регионального бюджета.
 
О какой именно сумме точно идет речь и сколько будет составлять экономически обоснованный тариф СЗППК, сказать на данное число тяжело. 47news, пообщавшись с представителями и правительства, и железнодорожников, получил один и тот же ответ: "Когда они принесут документы, тогда и станет ясно".
 
В СЗППК журналисту пояснили, что в компании ждут распоряжение комитета по тарифам и ценовой политике Ленобласти с установленной ценой проезда. "На основании этого распоряжения мы должны подсчитать объём выпадающих доходов, после чего наши экономисты выведут окончательную сумму затрат и убытков", - рассказала пресс-секретарь СЗППК Юлия Войтович.
 
В свою очередь председатель комитета по тарифам Олег Сибиряков заверил корреспондента 47news, что схема процедуры с точностью до наоборот. По словам Сибирякова, для начала СЗППК должен будет представить документы, обосновывающие себестоимость своих перевозок. В списке бумаг на рассмотрение должен присутствовать договор между РЖД и его дочерней структурой на использование инфраструктуру, а также расписаны собственные тарифы СЗППК на ремонт и аренду подвижного состава. Только после рассмотрения этих документов станет ясно, каков и насколько обоснован железнодорожный тариф.
 
Как рассказывают собеседники 47news в областном правительстве, есть предварительная договоренность о том, что тариф для компании будет установлен на уровне 2,75 рубля за один километр (то есть компенсировать нужно будет 25 копеек). Впрочем, как признаются на Суворовском, 67, с учётом сложных взаимоотношений с железнодорожниками цифра эта может оказаться далеко не последней.
 
"Конечно, они могут заложить любой другой тариф. Например, выше трёх рублей. И мы будем платить, ведь дело уже почти политическое. Губернатор пообещал гражданам, значит, будем выполнять", - рассказали нам в администрации региона. "Сейчас наши экономисты считают, какой тариф при сохранении объёмов перевозок будет экономически выгодным", - уточнили в СЗППК.
 
По предварительным подсчётам экономистов, каждые 5 копеек в тарифе означают для бюджета региона 67 миллионов рублей выплат. Если тариф остановится на отметке 2,65, то казна будет ежегодно выплачивать СЗППК 204 миллиона рублей, если остановится на уровне 2,75, то из бюджета выделят 335 миллионов рублей, тариф в 3 рубля ровно даёт минус 670 миллионов рублей.
 
И так далее.
 
Отметим, ежегодный пассажиропоток в Ленобласти составляет 1 миллиард   338 миллионов 705 тысяч пассажир-километров, что примерно соизмеримо с пассажиропотоком в Петербурге. На все 11 субъектов Северо-Запада приходится примерно 2 миллиарда 700 миллионов пассажир-километров. Для сравнения: в Псковской области пассажиропоток за 2014 год составлял 550 миллионов пассажир-километров, примерно столько же в Новгородской и Мурманской областях.
 
Вице-губернатор по ЖКХ и ТЭК Ленобласти Юрий Пахомовский, отвечающий в том числе за транспорт, пояснил корреспонденту 47news, что решение о снижении тарифа для населения (следовательно, необходимость выделения денег) связано, прежде всего, с заботой о благосостоянии граждан. "Люди жалуются, что уже не могут себе позволить пользоваться электричками и вынуждены пересаживаться на автобусы. Из-за этого, например, в Тосно, уже очереди и многие могут опоздать на работу. Да и посмотрите, вокруг цены на всё увеличиваются. Должны же мы хоть на что-то их понизить", - в итоге долгого разговора отметил Юрий Пахомовский. К примеру, снижение цены билета на электричку в 15 копеек даёт экономию в поездке до Луги (140 километров) в 21 рубль.
 
На анонимной основе чиновники Дома правительства Ленобласти разъясняют и другое: в случае, если правительство не согласится компенсировать хоть какие-то затраты железнодорожников, электрички вовсе отменят. Наглядный пример в соседней Псковской области, отсутствие железнодорожного транспорта в которой косвенно задело и Ленобласть — отменили электричку от Пскова до Луги.
 
"Между нами говоря, это шантаж. Или мы будем платить, или они начнут отменять. Есть ведь убыточные направления, такие как Лодейное Поле, Тихвин, Пикалёво, где в электричке может ехать три-четыре человека. Но ведь о них мы тоже должны думать. Так что, по сути, мы вынуждены будем согласиться на условия железнодорожников", - отметил один из высокопоставленных чиновников.
 
Добавим, что нынешний конфликт с СЗППК — продолжение истории, которая тянется с 2009 года. Тогда СЗППК спорило с правительством Валерия Сердюкова о необходимости выделить из казны 2 миллиарда рублей на покрытие своих расходов. Глава региона был неприступен и собирался пойти на принцип — вообще отказаться от электричек и пересадить жителей на другие виды транспорта.
 
Тогда годичный спор закончился так называемым экономически установленным тарифом в размере 2,36 рубля за километр. Пассажиры сами оплачивают стоимость перевозок, а бюджет покрывает разницу только за льготников, за год — 490 миллионов рублей.
 
Правительству Александра Дрозденко удавалось два года избегать прямых столкновений с железнодорожниками. Впервые ситуация усугубилась осенью 2014 года, когда впервые за долгое время начались разговоры о ликвидации поездов на ряде направлений. Дело  завершилось повышением цен. Позже слухи об отмене электричек появлялись постоянно, последний был в середине января, говорилось якобы о 150 поездах.
 
Помимо темы с отменой электричек и повышением тарифа есть и другой камень преткновения. СЗППК установил 100-рублёвый штраф за отсутствие билетов у пассажиров. За "зайцев" вступилось правительство, посчитав, что нелогично наказывать безбилетников, ведь кассы установлены лишь на 12% станциях.
 
Ожидается, что договоры о тарифах будут подписаны в марте этого года.
 
47news,
Юлия Гильмшина