Арестанты стали Мюнхгаузенами и размышляют о неравномерности хода времени. Президент превратил их сутки в 36 часов общего режима. Сумасбродный Дацик остался без скидки, а Израйлиту, Оганесяну и Слабикову впору просить в камеру калькулятор.

Президент Владимир Путин 3 июля подписал федеральный закон "О внесении изменений в статью 72 УК", он же "День за полтора в СИЗО". Уместившийся на четырех страницах текст  готовили 10 лет и 13 дней. Закон вступил в силу 14 июля и вводит новый порядок зачёта дней в следственном изоляторе в срок лишения свободы. Один день в СИЗО приравнивается к полутора дням в колонии общего режима или воспитательной колонии, а также двумя дням в колонии-поселении. Для граждан, осуждённых к отбыванию наказания в колониях строгого режима, остается время по старому стилю.

Спустя неделю после вступления закона в силу замдиректора ФСИН Валерий Максименко рассказал коллегам из "МК", что по новым правилам никого из колоний не выпустили. Но по предварительным расчётам сказать "прощай тюрьма, мы здесь проездом" в ближайшей перспективе смогут 14 тысяч осужденных.

То, что время в земле и на небе летит не одинаково, доказывал своим неверующим в силу науки оппонентам Мюнхгаузен. "Там — мгновения, тут — века", - философски размышлял барон. А сегодня над вопросом сколько мы уже тут, в СИЗО, и сколько им быть там, в колониях, прикидывают обвиняемые и адвокаты.

47news посмотрел на учреждения пенитенциарной системы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где верили и ждали новую формулу. Их вышло полдюжины с общей вместимостью 5018.

Так, в посёлке Ульяновка Тосненского района расположена женская исправительная колония общего режима, которую иногда даже посещают  сенаторы из Совфеда. А в деревне Княжево Волосовского района есть мужская колония-поселение. Там варганят сосиски, а под Новый год к своей зазнобе в Москву из Княжево убежал борсеточник "лысый дятел" . А на территории Санкт-Петербурга расположены ИК-5 Металлострой общего режима, ИК-6 Обухово, мужская колония-поселение №8 на Арсенальной набережной, а также Колпинская воспитательная колония для несовершеннолетних.

Собеседник 47news в центральном аппарате ФСИН рассказал 47news, что как такого оповещения находящихся под арестом в изоляторах и осужденных о новом законе не было. Никто никого в актовых залах не собирал. Но все заинтересованные в курсе. В каждой камере телевизор, где разбирают ситуацию, а адвокаты уже давно муссируют вопрос. "Обыватель на свободе меньше знает о законе, чем наши", - рассказал 47news собеседник.

Что до ситуации в Санкт-Петербурге и Ленобласти, то здесь никто ходатайств о перерасчёте проведенных в СИЗО днях  не подавал, а соответственно по новым правилам никто на свободу не выходил. Вала обращений ожидают через неделю — полторы. Ходатайство может быть подано как непосредственно во ФСИН, так и в суд. Здравый смысл говорит, что обращение в суд — это более короткий маршрут. А по предварительным расчётам правило "День за полтора" затронет 400  человек в Петербурге и Ленобласти. Например, в Колпинской воспитательной колонии сегодня примерно 40 человек, а останется 3-4. Естественно, что учреждение закрывать не собираются.

Безусловно, самым эксцентричным осуждённым из Ленобласти на данный момент является 37-летний уроженец Сланцев Вячеслав Дацик. 47news допускает, что новость о перерасчёте дней он воспринял  очередным прибабахом. Но только новые правила не имеют к Рыжему Тарзану никакого отношения. За голый марш проституток  Дацик в марте 2018 года получил 3,5 года в колонии строгого режима. Большую часть срока - 22 месяца - он уже отсидел в СИЗО. Не будь колония строгой, Дацик мог бы бродить по улицам Петербурга уже в феврале 2019 года.

Из тех, кто сегодня ждёт приговора в петербургских СИЗО, к топовым фигурам можно отнести экс-рукводителя ОАО "Компания Усть-Луга" Валерия Израйлита. Его арестовали за пару дней до наступления 2017 года. В тюрьме он уже 18 месяцев. Компанию в следственном изоляторе № 3 на Шпалерной ему составляет авторитетный предприниматель Александр Ефимов. По новым правилам у Израйлита выходит 27 месяцев. Бизнесмену предъявлено обвинение по четвертой особо крупной части мошеннической статьи 159 УК. Она говорит о 10 годах и об отбывании наказания в колонии общего режима. А значит у Израйлита каждый день за полтора. Но у предпринимателя не только мошенничество, но и ещё две статьи УК №174 и 193: "Отмывание денежных средств, приобретенных в результате преступления" и "Совершение валютных операций по переводу средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов".

Собеседник 47news обратил внимание, что существенные дивиденды от нового закона должны получить именно осужденные по мошеннической 159 статье. Некоторые даже шутят, что эти нововведения и были придуманы именно под этот контингент.

С ноября 2016 года в СИЗО находится экс-вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян. В тюрьме он чуть дольше, чем Израйлит, а именно 20 месяцев, которые теперь стали 30-тью. С экс-главой Усть-Луги Оганесяна роднит и статья обвинения. А значит в СИЗО свои дни покаявшийся  бывший чиновник теперь считает иначе.

Водочный император и экс-сенатор Александр Сабадаш  был арестован в мае 2014 года по делу о попытке незаконного возмещения НДС. А в марте 2015-го Гагаринский суд Москвы признал его виновным в покушении на мошенничество и назначил шестилетний срок. В СИЗО бизнесмен провёл 11 месяцев, которые теперь превратились 16,5. Этот бонус в полгода вряд ли обрадует Сабадаша, ведь в октябре 2017 года  бизнесмен получил новый семилетний срок по делу банка "Таврический".

У миллиардера и экс-главы холдинга "Форум" Дмитрия Михальченко уже почти 27 месяцев по делу крупной алкогольной части контрабандной статьи 200 УК. Его также подозревают в создании преступной группы, а тут уже не до перерасчётов. Михальченко за степень влияния на бизнес-процессы прозвали "губернатором 24 часа". Но в изоляторе находится и "ночной губернатор" Петербурга Владимир Кумарин-Барсуков. Вечером 22 августа его показатель будет равняться 132 месяцам. Но здесь без вариантов .

Волк с нашего Wall Street Марк Броновский почти месяц как находится под домашним арестом. Взят под стражу бизнесмен был в феврале 2014 года и на данный момент его срок в СИЗО составляет 52 месяца. А перерасчёт даёт весомые 78 месяцев, они же шесть с половиной лет. Но вот только в деле Броновского две статьи 210 УК - "Организация преступного сообщества" и 159-я мошенническая. А по организации преступного сообщества отправляют в колонии строгого режима. Кроме этого, в октябре 2017 года в отношении Броновского был возбуждено новое уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере.

По той же самой крупной мошеннической 159 статье в СИЗО оказался и руководитель Северо-Западного управления Ростехнадзора Григорий Слабиков, а, значит, и он может оказаться в колонии общего режима. Но в изоляторе обвиняемый в хищении 4,7 миллиарда рублей чиновник, прозванный Скруджем Макдаком, находится два с хвостиком месяца. А значит с учётом перрасчёта у него добавляется пока только месяц.

Но здесь и заключается лукавая закавыка. Идеологи закона "День за полтора" исходили из того, что условия в изоляторах хуже, чем в колониях. Отсюда и вес часов в СИЗО должен быть значительнее. Однако по истории выходит, что сами арестованные зачастую делают все возможное, чтобы не покидать насиженное место и давать старт этапу. Институт жалоб — замечательный инструмент. Бумажная волокита оборачивается затяжкой срока в  изоляторе, который выгоднее сидельцу.

Рекордсменом по кляузам является петербургский неонацист Алексей Воеводин, кто сегодня в компании битцевского маньяка Пичушкина и магазинного стрелка майора Евсюкова отбывает пожизненный срок в колонии особого режима "Полярная сова". Уже приговорённый к пожизненному Алексей Воеводин по прозвищу СВР (Сделано в России) не стремился в заполярный посёлок Харп. А в еще старых "Крестах" он освоил эпистолярный жанр. Коньком СВР стали жалобы. Сначала он писал по 6-8 обращений в день, а затем вышел  на показатель 12 обращений в сутки. А в итоге за четыре года Воеводин наплодил 11 тысяч жалоб на всё и вся.

А жаловаться в СИЗО можно много на что. Взгляд в потолок камеры тренирует воображение. Кормят плохо, ложки грязные, от окна дует, у стены сыро, интересную книжку из библиотеки не несут, одним словом, тяжко. А реагировать надо. Не прореагируешь на бумагу — прокуратура начнёт говорить о нарушении прав. И наоборот - реакция на каждый чих обернётся возгласами о парализованной работе надзора.

В УФСИН действительно не исключают вариант с увеличением количества жалоб. Но метод этот будут практиковать, скорее всего, самые отъявленные крючкотворы. При этом для пенитенциарной системы в законе есть и минусы. Так, колонии должны в большинстве своём покинуть те, кто в них оказался впервые. А эти граждане работают в хозобслуге — метут полы и варят кашу. Кроме этого, виден удар для производств, расположенных при колониях. Если из 800 осужденных примерно 300 человек уйдет по перерасчёту срока, то учреждению придётся корректировать свой план по взятым на себя производственным обязательствам.

"А вообще для нас, чем меньше  - тем лучше", - подытожил реформу собеседник 47news в аппарате ФСИН.

 

Александр Калинин,
47news