Областной парламент 19 декабря обсудит инициативу. В первом чтении она проста: чтобы возродить алкогольный бизнес 47-го региона, надо на треть его субсидировать из местного бюджета. Логика есть: ноль меньше, чем перспективные две трети. Тут все и переглянулись. Под кого? И как солнце в степи, всплывает имя. Годы оно томилось за горизонтом масштабных интриг. Сабадаш – не капиталист и пароход. Это явление. В Новом году Змея, он может опять стать Горынычем в волшебных ленинградских лесах.

Проект областного закона "о мерах поддержки юридических лиц, выпускающих спирт и/или алкогольную продукцию (не ниже 25 градусов)", уже предварительно обсудили 12 декабря на бюджетной комиссии областного ЗакСа.

Суть законопроекта не замысловата: областная казна будет возвращать из бюджета 35% от величины уплаченных коммерсантами акцизов. Авторы инновации ожидают привлечь крупных "крепких" производителей, ведь в последние 10 лет рынок областного алкопрома на 99,9% представлен лишь винами. Вице-губернатор Дмитрий Ялов ожидает от нормативного акта выгоды на 3,7 млрд рублей в год.

Под натиском председателя комиссии Евгения Петелина с пятого раза вице-губернатор Дмитрий Ялов все же назвал имя главного юридического лица – "Ливиз".

Депутаты Владимир Петров и Татьяна Павлова пытались шутить. Тем не менее, Ялов настаивал на принятии закона в один день. Мол, есть мнение, что долгие чтения могут закончиться уроном бюджета в те самые миллиарды рублей.

Так что 19 декабря в повестке дня ЗакСа есть вопрос под номером 16. Это даже несколько оскорбительно, если учитывать мощь персоны. Ведь пункт звучит так: "Пройдет или не пройдет - Сабадаш".

Сабадаш не та фигура, у которой кожа покрывается мурашками от водочной маржи. Он мыслит всегда глобально. Значит, "Ливиз" - это лишь очередной незамысловатый ход. А несколько движений легкими фигурами ранее он уже сделал.

Но прежде чем постараться реконструировать хотя бы его дебют, не вредно вспомнить предыдущие партии. Это не просто. Они густые. Зрительные образы врезаются друг в друга.

Постараемся на бегу и широкими мазками.

ВМЕСТО ЭПИГРАФА:

"Навряд ли когда-нибудь такой личности мечты могут превратиться в воспоминания".

Из публикаций 47News.

ПОРТРЕТ

Всегда уверен и естественен, не старается произвести впечатление. Знает себе цену, а главное, имеет достаточное количество самых разнообразных ресурсов, чтобы обойтись без помощи собеседника. При этом умеет очаровывать.

Несмотря на эскорт в "рендж роверах", за рулем всегда сам. То есть свою жизнь не доверяет никому. Первый через двойную сплошную поворачивает с Невского на Казанскую. Уверен. Он же знает, что он едет. Когда надо, лично вел вперед бойцов "Тайфуна" при штурме Выборгского ЦБК. Знает, что хочет. Охрана всегда на хвосте. Когда однажды машина сопровождения убралась в кювет, остановился и вынимал пострадавших сам.

Если чего решил – "геморрой" его не остановит.

Ритм жизни – битый. Как и диски от машины, которые меняют, чуть ли не раз в месяц.

Любимые места в Петербурге не изысканы – "Мезонин" в отеле "Европа". Говорит не громко, но не стесняется, если его слышно за соседними столиками. На шепот при доверительной беседе не перейдет. Вечерами часто сидел в "Садко". Когда-то там его поджидали многие. Например, куратор российской приватизации Альфред Кох. Кумарин заглядывал и если видел Александра, то тактично удалялся.

На столе у Сабадаша всегда салат "Тройка", свежевыжатый апельсиновый сок.

ВРЕМЯ НЕ ЖДЕТ

Родился в день Космонавтики. В тот же год, когда появился на свет прилежный мальчик Дима Медведев, а Михаил Шолохов получил Нобелевскую премию за "Тихий Дон" и на церемонии не поклонился шведскому королю.

Его отец был не из простых. Директор магазина "Диета" на Московском проспекте. Три курса военно-морского училища Ленкома. Отчисление. Перестройка, кооператорство, шашлыки возле Петропавловской крепости. По соседству дует на угли будущий миллиардер и герой скандальной хроники Евросоюза Геннадий Петров.

Затем занялся поставкой алкоголя национальному фонду спорта. Не самый спокойный бизнес. Трупов было многовато.

И вот Сабадаш официальный дилер "Абсолюта". Чуть позже шведы подсчитают, что продал он фирменных бутылок больше, чем они произвели. Расстались, а ему было уже все равно.

ФОРМАТ

Вся история Сабадаша не умещается в формат А4. Ее можно набросать лишь схематично, не обращая внимание на чередование.

О мещанских ценностях думал мало. Зато у него три линии "Ливиза": на Синопской, в Красном селе, во всеволожском "Русском дизеле". В ангаре Красного села ему отгородили две комнаты – кровать, душевая. Это квартира.

Жизнь Корейко – "от десяти до четырех вы за советскую власть" - ему не интересна.

Параллельно водке, занимается кингисеппским заводом "Фосфорит". Отдает его "МДМ-банку" и становится многократным миллионером. Его зовут на помощь собственники Выборгского ЦБК Шлосберг и Шморгуненко, когда рабочие не впускают их внутрь. Он приходит, видит, побеждает. Они остаются ни с бубновым интересом.

Его компания "Флора" приобретает гостиницу "Астория". Много конфликтов.

Когда Александр сидит на "Русском Дизеле", на стол попадает предложение от концерна "Мерседес". За пространство "Дизеля" ему предлагают войти в совет директоров. Это как "British Petroleum" или "Coca-Cola" - закулисное мировое правительство. Круто, официально, пенсионно. Не задело.

А у нас война Трабера с братьями Рабиновичами. Стрельба за бензоколонки на трассе Петербург – Выборг. Мобильник перегревается, нужно подзаряжать несколько раз в день.

Глобальная стратегия и у него рождалась с Петербурга. Сабадаш подружился с судьей Борисом Шариковым. И в исторически важный момент пика банкротств у Сабадаша в руках оказалась арбитражная калитка.

Но это всё этапы, доступные человеческому разумению.

Для Сабадаша – дача в Ницце – это отрада приличного портного.

ВЗЛЕТ

Впереди были Илюмжинов и Роман Цепов.

Сабадаш волшебным образом помогает избраться Кирсану, несмотря на то, что им противостоят Сечин и генеральный прокурор Устинов. И практически оффшорная зона становится подконтрольна Сабадашу. Он на кране – все, кто хочет минимизировать налоги идут через него. А это, начиная с Вексельбергов, заканчивая страшно сказать кем.

В это же время он дружен с Романом Цеповым. Цепов – неформально назначен старшим от министра МВД Грызлова по Северо-Западу, к лоббированию которого сам и приложил руку. Эйфория.

Для них любой авторитет – никто. Столичный вельможа – не более, чем этап обогащения. Оба в "непроверяйках", сотрудниках ФСО, часы от ста тысяч евро. Личный самолет Сабадаша в Пулково – полеты на ланчи в Монте-Карло. Стиль жизни – мост не поперек, а вдоль реки.

Его любимое слово "пошлО" - из тех времен.

Тогда еще не взросли нынешние рыцари Владимира Путина – тимченки и ротенберги. Ставка на "меньшиковых" закономерна, а они заточены только на силовое многоборье.

Заодно у него в друзьях и руках губернатор ненецкий Бутов. Мало кто понимал, что Ненецкий автономный округ – это нефть. Сабадаш делает себя сенатором. Помогает серьезный ректор Горного института Литвиненко, который вытолкнул Миронова в Совет Федераций. Сабадаш и туда на смотрины приходит в клетчатой рубашке и джинсах. Номенклатура присела, но проглотила.

А крышу сносит. В планах чуть ли не самоопределение НАО. Долететь туда можно лишь на крыльях. Аэропорт контролируется военными, а они завязаны на Бутове. Гости не просят разрешение на посадку, а интересуются, возможно ли прилететь в округ вообще.

Осталось накрыть НАО стеклянным колпаком и печатать свои деньги.

Параллельно проекты по приобретению сотен гектаров подмосковной земли в рамках совхоза "Ленинский луч". Десятки всесильных оппонентов. Сабадаш селится в одном доме с патриархом. Нет времени уже даже на встречи с Литвиненко, Мироновым, Грызловым.

АГОНИЯ

К этому времени Сечин, Генпрокурор Чайка и заведующий самыми важными кадрами в стране Виктор Петрович Иванов сносят "ЮКОС".

Время системщиков. Рубаки только мешают. Они не умеют стучаться в кабинеты.

Сажают губернатора НАО Баринова, Сабадаш добровольно снимает с себя полномочия сенатора. Возбуждение уголовных дел по налогам и НДС по "Ливизу".

Спортивная сумка – самолет – США.

ФЛЭШБЭК РАЙОННОГО МАСШТАБА

У себя в 78-м и 47-м регионах Сабадаш успел поиграть на выборах.

Когда нужно было снести губернатора Яковлева, он переманил Виталия Южилина и пять его депутатов из фракции "Народно-патриотический союз". Эти пятеро решили исход битвы. Когда преданный Яковлеву спикер Сергей Тарасов возвратился после новогодних каникул в 2003 году, было уже поздно: благодаря конструкции Сабадаша первым в ЗакСе становится Тюльпанов, а исполняет обязанности градоначальника Беглов.

Никто никого не подкупал. Все проще: для Южилина Сабадаш – бог, а для депутатов Южилин – бог.

Тогда млели, даже если Александр Витальевич только смотрел в их сторону.

Далее Валентина Матвиенко проводит трехсотлетие города, посчитав, что если кто ей и помог, то Южилин. Сабадаш даже не спорил. У него тогда не было минутки разъяснить.

И в областной ЗакС он проводит Кирилла Полякова вне настроения строптивого Сердюкова.

ТИШЬ

Последние годы Сабадаш успешно сложил вокруг себя мнение – он окопался на своем производстве в Выборгском районе, скучает. Порой доносятся до него недовольство прокурора области Германа Штадлера, который усмотрел неправедный НДС. Но это все эхо.

ЯКОБЫ СЛУХИ

Однако в последнее время начали ходить слухи, что опального главу Ломоносовского района Устинова поддерживает через опытных адвокатов именно он.

А увольнение председателя комитета по тарифам и ценовой политике Павла Березовского, тесно связанного с братьями Бобылевыми, владеющими ЛОЭСКом, происходит, судя по всему, не без участия Сабадаша. Этой осенью Сабадаш устоял на посту гендиректора Ленэнерго Сорочинского и помог ему с его новым заместителем по экономике и финансам Темкиным. Темкин, в свою очередь – человек предмету нашего исследования доверенный.

Если учесть, что в период правления Сердюкова ЛОЭСК прибрал большинство районных энергохозяйств Ленобласти, а сам ЛОЭСК зависит от Ленэнерго, то схему может дорисовать и неискушенный.

Теперь вот водка.

Не зная послужного списка этого человечища, может сложиться впечатление, что не сложно присесть на полянке вместе с ним и начать договариваться. А потом вдруг выяснится, что вся поляна и лес вокруг – это и есть Сабадаш.

Словно вице-губернатор Ялов вызывает дух Змея-Горыныча.

Юлия Гильмшина, Евгений Вышенков, 47News