Председателя дорожного комитета Ленобласти Михаила Козьминых подвел штраф на 280 миллионов рублей. Он побеждал частный бизнес и примирился с прокуратурой. Но свою отрасль замкнул на себя. А это тяжеловато будет.

В дорожном хозяйстве Ленинградской области начинается новая эра. Сегодня, 24 октября, на малом аппаратном совещании Александр Дрозденко сообщил об отставке председателя областного комитета по дорожному хозяйству (КДХ) Михаила Козьминых. Это стало официальным подтверждением кадровой перестановки, которую ожидали еще с весны. Место Козьминых занял Юрий Запалатский, до того руководивший управлением делами правительства, а Михаил Юрьевич сменил руководителя Госэконадзора Светлану Шишокину. То есть вернулся руководить комитетом, который возглавлял в 2013 году.

Мы решили подвести заметные итоги его последних двух с половиной лет в дорожно-строительной деятельности.

Кресло председателя дорожного комитета Михаил Козьминых занял во второй раз  в марте 2014 года (до этого он уже руководил КДХ в 2006-2009 годах — ред.) В это время областную дорожную отрасль, что называется, штормило — работа предшественника Козьминых Алексея Львова вызывала серьезные вопросы у прокуратуры и  УФАС. Говорили, что внимательно читали бумаги и в здании УФСБ на Литейном, 4. Все это, впрочем, не помешало Львову вернуться  на работу в Смольный, откуда он и пришел в областное правительство.

В наследство от Львова новому председателю достались веерные прокурорские проверки дорожного хозяйства, которые продолжались до конца 2014 года. В феврале прошлого года свой пост оставил курирующий отрасль вице-губернатор Георгий Богачев, после чего дорожно-прокурорские баталии сошли на нет и до сегодняшнего дня о новых массовых проверках слышно не было. Пожалуй, это можно считать первой победой Козьминых на новой должности.

Второй комбинацией стала реанимация госпредприятий - дорожных ремонтно-строительных управлений (ДРСУ), подавляющее большинство из которых к началу 2014 года находилось  в предбанкротном состоянии. Описывать эту непростую сторону дорожного хозяйства не будем — 47news делал это не раз. Скажем лишь, что за 2,5 года из 18-и областных ДРСУ в банкротство ушло лишь одно Ломоносовское. При этом и людей, и технику этого управления удалось сохранить, распределив по соседним дорожным предприятиям.

Еще один успешный ход Козьминых — победа государственных интересов  над дорожным бизнесом. Так, в марте прошлого года конкурс на содержание дорог в семи районах Ленобласти впервые в истории выиграли не ДРСУ, а частная компания НордТрансСтрой (НСТ). Бизнес хотел получить свыше 900 миллионов бюджетных рублей и, сняв приличный процент, нанять в качестве подрядчиков те же ДРСУ. Но после  трехмесячного противостояния победу одержал КДХ, а содержание дорог вернулось напрямую к госпредприятиям. Сюда же можно отнести и соглашение с итало-турецкой компанией "Асталди Ичташ", строящей участок платной трассы М-11 "Москва-Петербург" в Тосненском районе Ленобласти. Большегрузы субподрядчиков практически вывели из строя региональную дорожную сеть в районе стройки, но ремонтировать ее за свой счет "Асталди" не хотела. Подписания соответствующего соглашения КДХ добивался девять месяцев, и в конце концов оно было заключено.

На фоне достижений мы отыскали лишь один явный шах Козьминых.  Впрочем, его-то собеседники в областном правительстве и считают матом. Речь идет примерно о 280-и миллионах рублей, которые федералы изъяли у Ленобласти как штраф за неосвоенные субсидии.

Вот эту часть истории стоит рассказать подробнее.  Соглашение о выделении субсидий из федерального бюджета на строительство четырех путепроводов и реконструкцию двух важных областных дорог было подписано еще в 2013 году при предшественнике Козьминых Львове. Предполагалось, что федеральный бюджет даст около 40% от требуемых четырех с небольшим миллиардов рублей, а оставшиеся поделят между собой Ленобласть и РЖД.

"С освоением средств проблемы начались с момента начала строительства в 2014 году. Выяснилось, что проектная документация по путепроводам, подготовленная РЖД, имеет массу недостатков. В прошлом году опять появились сложности — в связи с изменением законодательства для выкупа земель под строительство потребовалось разрабатывать проекты планировки территорий и утверждать их. Было принято решение перенести финансирование в полном объеме на 2016-й год. И все было хорошо, пока уже в апреле этого года федеральное правительство не издало распоряжение — субъекты, не освоившие субсидии до 1 сентября, должны вернуть 30% в качестве штрафа. Так мы лишились примерно 280-и миллионов рублей, которые пришлось заместить из регионального бюджета. Конечно, это очень плохо, но объективно ничего сделать уже было нельзя",- рассказал 47news Козьминых.

По мнению собеседников журналиста в областном правительстве, этот факт вызвал серьезное неудовольствие у Александра Дрозденко и был эффективно использован недоброжелателями председателя КДХ. А последних у Козьминых было немало. Считается, что он не нашел контакта ни с преемником Богачева вице-губернатором Москвиным, ни с советником губернатора Олегом Зеваковым. Последнего считают  бенефициаром от деятельности крупных дорожных компаний "ЭСКО" и "Дортекс", имеющих сильное лобби в правительстве Ленобласти.

Примечательно - курирующий дорожную отрасль Михаил Москвин комментировать отставку своего подчиненного Козьминых отказался. Ну а неофициально один из чиновников областного правительства сказал об уже бывшем председателе КДХ так: "Слишком свободно он себя вел, все дорожные вопросы замкнул только на себя. По-хозяйски так. Тяжело с ним было".

Артем Шалякин,
47news