Корпорация "Газпром" намерена построить в Ленобласти еще один завод по сжижению газа. В отличие от гиганта "Балтийский СПГ", новый комплекс будет полностью российским. Стратегический проект обеспечит отрезанный от страны Калининград.
Через два года в Ленинградской области начнет работу завод по сжижению природного газа (СПГ). Однако речь идет не о самом крупном инвестиционном проекте в новейшей истории региона - "Балтийском СПГ" в районе порта "Усть-Луга". По плану его завершат не раньше 2021 года.
Как стало известно 47news, в скором времени стройка должна начаться в Выборгском районе Ленобласти, в непосредственной близости от обеспечивающей функционирование "Северного потока" компрессорной станции (КС) "Портовая". Здесь примерно на 60-ти гектарах появится "Комплекс по производству, хранению и отгрузке СПГ" мощностью 1,5 миллиона тонн в год.
Напомним, что в Ленобласти компанией "Газпром СПГ Санкт-Петербург" под руководством Сергея Густова с 2015 года реализуется проект "Балтийский СПГ". Стоимость строительства гиганта, который будет производить от 10 до 15 миллионов тонн сжиженного газа в год — примерно 12 миллиардов евро, или триллион рублей. Это первый СПГ-проект в Балтийском регионе и крупнейший в Европе.
Инициатором строительства комплекса у "Портовой" выступил единый заказчик для реализации крупнейших системных инвестиционных проектов "Газпрома" - компания "Газпром инвест". Её генеральный директор Михаил Левченков комментировать проект по телефону отказался и посоветовал корреспонденту 47news связаться с пресс-службой. Попытка воспользоваться советом оказалась безуспешной. Тем не менее, 47news все же удалось узнать некоторые детали будущего строительства.
Проект комплекса разработан ООО "Газпром Проектирование". Инвестор строительства — департамент по строительству ПАО "Газпром". Генподрядчик пока не определен. Эксплуатировать комплекс после запуска будут специалисты ООО "Газпром СПГ Санкт-Петербург".
Собеседник журналиста в руководстве "Газпрома" сообщил о главной особенности нового завода - он будет строится исключительно из российских комплектующих и использовать отечественные технологи, не нуждающиеся в иностранных лицензиях.
"В том же "Балтийском СПГ" почти 20% себестоимости — примерно 200 миллиардов рублей - приходится на иностранное оборудование, цена которого напрямую зависит от курса доллара и евро. А в комплексе "Портовая" будет использована технология сжижения природного газа, разработанная еще в СССР, в середине 70-х годов прошлого века. Все комплектующие будут произведены на российских предприятиях, главное из которых — завод "Криогенмаш" в подмосковной Балашихе", - рассказал топ-менеджер.
Впрочем, уточнять даже примерную стоимость строительства этого комплекса он отказался, сообщив, что цифры станут известны на следующей неделе.
Главный инженер проекта Николай Кривенко также подтвердил намерение газового монополиста воздержаться от использования иностранного оборудования и технологий.
"Для сжижения газа будет использоваться турбодетандерный цикл, разработанный советскими учеными. Предполагается блочная поставка оборудования, и все его поставщики — отечественные предприятия. Конечно, нельзя исключить, что в каких-то блоках производители могут использовать иностранные комплектующие, но в незначительных количествах", - пояснил Кривенко.
Вторая особенность комплекса — целевое использование производимого им сжиженного газа. Если продукция "Балтийского СПГ" будет направляться на экспорт, то 4/5 СПГ, произведенного комплексом у "Предпортовой" - 1,2 миллиона тонн в год, отправится в Калининград. Именно столько газа за год потребляет Калиниградская область. Сейчас газ поступает в этот регион с территории Литвы и возможность свободно доставлять его танкерами обеспечит стратегическую независимость от соседей из Евросоюза.
"В "Портовой" имеется достаточно свободных мощностей. Еще 300 тысяч тонн в год тоже имеют целевое назначение — они предназначены для судоходства в Балтийском море", - пояснили в руководстве "Газпрома".
С 1 января 2015 года вступило в силу приложение к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL 73/78) по вопросу ограничения выбросов продуктов сгорания в атмосферу. Оно определяет предел содержания серы в топливе судов, ходящих по Балтике, на уровне 0,1%. Для того, чтобы соблюдать ужесточившиеся требования, компании судовладельцы имеют лишь три технических решения: менять высокосернистый мазут на дорогостоящую солярку, значительно уменьшать полезную нагрузку судов за счет тяжелых установок каталитической очистки выхлопных газов, или переоборудовать энергетические установки кораблей под газ.
Использование недорогого СПГ кажется наиболее доступным. По мнению специалистов, 300 тысяч тонн сжиженного газа в год — достаточно, чтобы обеспечить потребности всех компаний-судовладельцев, использующих акваторию Балтики, в том числе и иностранных. Таким образом, помимо стратегической, проект будет иметь и очевидную коммерческую составляющую.
Крайне сжатые сроки реализации проекта — запуск до I квартала 2018 года - специалистов не настораживают. Комплекс, запроектированный вплотную к КС "Портовая", фактически станет ее расширением. Вся необходимая инфраструктура здесь уже есть, а предоставление земельного участка из лесного фонда уже прошло предварительное согласование в правительстве Ленинградской области на уровне комитета по природным ресурсам. Теперь проект должен получить одобрение Александра Дрозденко.
Артем Шалякин,
47news