Среди множества субъектов Российской Федерации четыре стоят особняком. Это два города-мегаполиса федерального подчинения и две окружающие их области.
Напомним, что термин «город федерального подчинения» означает не прямое управление со стороны федерального правительства или полпредства, а лишь то, что город сам по себе составляет субъект Федерации, внутри которого действует весьма специфическая, отличная от общероссийской, система местного самоуправления. Соответственно и области, что Ленинградская, что Московская имеют свои «столицы» в этих самых городах, то есть фактически их органы управления находятся на территории соседнего субъекта. Таков парадокс ныне действующей Конституции. Впрочем, сходство Московской и Ленинградской областей носит не только юридический характер.
Если обе столицы, что политическая, что культурная (или криминальная, как кому нравится) во многом развиваются как города постиндустриальные (то есть наиболее успешно в них растут сектора финансовых услуг, телекоммуникаций, интернет-технологий, торговли, логистики и просто сферы потребительских услуг для населения), то области весьма динамично развиваются как индустриальные регионы. На сегодняшний день это перспективно, но лет через 10-15 может привести к определенным проблемам.
]Имеющиеся различия в областных экономиках на данном этапе в основном вызваны причинами географическими. После распада СССР Ленинградская область оказалась не только граничащей со странами Евросоюза, но и по факту стала морскими воротами России на Балтике. Отсюда огромные перспективы портовой темы, транспортного транзита и вовлеченности в разного рода международные мегапроекты, связанные с транспортировкой и хранением грузов. По понятным причинам в Московской области этого нет, зато она успешно играет роль научного центра и базы высокотехнологических производств бывшего советского ВПК, особенно в авиакосмической сфере. В оборонной отрасли, как известно, до сих пор действуют существенные ограничения по участию иностранцев, и никто их в ближайшее время отменять не собирается. Соответственно, и доля совместных предприятий с зарубежными партнерами в Московской области ниже, и потенциально интересных для зарубежных инвесторов меньше.
Еще одно важное различие двух пристоличных областей связано с природными и географическими особенностями. Если Ленобласть считается перспективной с точки зрения лесной промышленности и деревообработки, то весьма разреженные и загаженные отдыхающими подмосковные леса скорее нуждаются в восстановлении и рекультивации. Соответственно, и «лесное лобби» весьма влиятельно в Ленобласти, чего о Подмосковье сказать затруднительно. Зато Московская область существенно опережает своих северных коллег по темпам развития туризма, культурно-досуговых зон, спорта. Так что каждому региону есть над чем работать и куда расти.
На данном этапе инвестиционная привлекательность обеих областей весьма высока, и в этом плане они порой соперничают со своими соседями-мегаполисами. На удивление схожи и местные политические процессы.
В обоих регионах действующие губернаторы впервые пришли к власти в одном и том же (1999) году, победив в жесткой конкурентной борьбе с предшественниками. Оба примерно одного возраста - Борис Громов родился в 1943 году, Валерий Сердюков - в 1945. Оба достигли весомых постов уже к концу горбачевской перестройки: Громов командовал Киевским военным округом, Сердюков возглавлял горком КПСС в Воркуте. Оба с коммунизмом давно порвали и ныне успешно состоят в «Единой России». У обоих непростые отношения с градоначальниками – соседями, но до открытых конфликтов все-таки не доходит. У обоих в прошлом были сложности с депутатами, но прошедшие в обеих областях 11 марта выборы принесли губернаторам достаточно подконтрольные и предсказуемые региональные парламенты. Даже предвыборные расклады в регионах - и те оказались на редкость похожи. Вплоть до того, что в Ленинградской области СПС до заветного 7 процентного барьера не хватило нескольких голосов, а в Московской – 0,1 процента.
Естественно, политическая конструкция, созданная Громовым и Сердюковым, достаточно персонифицирована, то есть замкнута лично на них и их связи. И здесь уже заметны нюансы.
Очевидно, что у Громова персональный ресурс повыше. У бравого генерала и связей больше, и в стране он известен пошире и пользуется популярностью. Зато Сердюков, руководя Ленинградской областью, географически оказался ближе к нынешнему инкубатору правящих кадров, что дает Валерию Павловичу в негласном соревновании определенные преимущества. В конце концов, нынешний вице-премьер Российского правительства Сергей Нарышкин долгие годы работал в администрации Ленинградской области, да и новый министр обороны Анатолий Сердюков хоть и не родственник губернатора, имеет тесные связи в Приозерском районе.
Различия состоят и в том, что основной силой, оппонирующей Единой России, в Московской области выступает КПРФ, в то время как в Ленинградской это «Справедливая Россия» Объясняется ли это влиянием Миронова, для которого Северо-Западный регион как родной, или теневой политикой влиятельной в области группы ЛСР - пока сказать трудно. Но не это главное! Основное различие между двумя губернаторами состоит в данный момент в том, что Борис Громов, дважды побывав избранным губернатором, успел подтвердить свои полномочия в качестве президентского назначенца, а Сердюков переутверждения еще только ждет, и говорят на сей счет всякое.
Конечно, маловероятно, что затянувшаяся пауза связана с локальными политическими интригами. Но то, что проблема существует, указывает целый ряд факторов. И корни ее стоит поискать в столице. До нас же пока доходят лишь «брызги» в виде, к примеру, резких высказываний в отношении Сердюкова со стороны карельского сенатора Андрея Нелидова в ряде СМИ.
Нельзя не сказать и об имиджевом расхождении между двумя губернаторами. Все еще красивый и обаятельный генерал-полковник Громов предстает в имидже боевого офицера, оказавшегося успешным и в качестве публичного политика. Похожий на хитроватого, расчетливого мужичка Сердюков хорош в роли крепкого хозяйственника с советским прошлым и российским настоящим. Какой из типажей окажется более востребованным, покажет время, но не исключено, что кадровая политика Кремля сохранит многовариантность, а, стало быть, в областных элитах найдется место как Громову, так и Сердюкову. По крайней мере, до истечения срока полномочий Путина.
Кирилл Владимиров,
обозреватель 47News