По распоряжению Федерального агентства морского и речного флота год назад 1 июня 2005 года был создан Усть-Лужский филиал ФГУП «Росморпорт» для выполнения функций заказчика по строительству акватории и портовых перегрузочных комплексов в морском торговом порту Усть-Луга за счет средств федерального бюджета.


Как сообщили корреспонденту «47News» в пресс-службе филиала, строительство морского торгового порта Усть-Луга осуществляется в рамках программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» и является одним из самых приоритетных проектов как правительства РФ, так и министерства транспорта РФ.


Все объекты портовой инфраструктуры имеют различную форму собственности. Частной собственностью ОАО «Ростерминалуголь» является уже работающий угольный терминал, на котором в январе 2006 года сдан в эксплуатацию вагоноопрокидыватель, что позволяет осуществлять перевалку 4 млн. тонн угля в год. Государственной собственностью являются: речной и морской подходные каналы, акватория угольного терминала, паромный комплекс, система управления движением судов, средства навигационного обеспечения и пункт пропуска через государственную границу.


Проект по строительству автомобильно-железнодорожного паромного комплекса в морском торговом порту Усть-Луга реализуется Усть-Лужским филиалом по поручению Федерального агентства морского и речного флота и ФГУП «Росморпорт».


Паромная переправа свяжет порт Усть-Луга с портом Балтийск в Калининградской области и портами Германии, что позволит увеличить товарооборот с Калининградской областью и расширить экономические связи с Западной Европой.


Ввод в эксплуатацию паромной переправы по линии Усть-Луга - Балтийск намечен на декабрь 2006 года. В 2007 году планируется сдать в эксплуатацию паромную переправу по линии Усть-Луга - Балтийск - порты Германии. Паромный комплекс в Усть-Луге сможет принимать паромы типа «Finnrider» и «Мукран-103».


Общий объём выделенных из федерального бюджета и освоенных в 2005 г., капитальных вложений составляет: по Усть-Луге - 1150 млн. рублей. На образование акватории Северной части порта Усть-Луга выделено 200 млн. рублей.


Общая стоимость паромного комплекса в ценах 2005 года составляет более 5 млрд. руб. За период с августа 2003 года по 1 января выполнено работ более, чем на 50 % планируемого бюджета.


Выполнены работы по дноуглублению подходного канала и акватории угольного терминала на отметку -14,0 м, чтобы принимать крупнотоннажные суда с осадкой 12,5 м. Но уже в перспективе предусмотрено проектом строительство второго канала глубиной


16,0 м и дноуглубление северных операционных акваторий на отметку -16,0 м. Это позволит принимать сухогрузные суда дедвейтом до 75 000 тонн и наливных судов дедвейтом до 120 000 тонн. Планируется капитальный ремонт подходного речного канала, что позволит обеспечить заход судов с осадкой 7,15 метра. ФГУП «Росморпорт» предполагает выделить на образование акватории портовых комплексов в Усть-Луге 528,57 млн. рублей. Объем предполагаемых работ - 5266,9 тыс. куб. м.


По словам экспертов, морской порт Усть-Луга станет главным претендентом на статус портовой «Особой экономической зоны». В случае успеха это позволит завозить оборудование без дополнительных пошлинных затрат, расширяться, развивать инфраструктуру, а также привлечёт новых инвесторов и партнеров.