Передвижная экологическая лаборатория правительства Ленобласти не выехала на обследование ЛАЭС после ЧП. Два года техника стояла без дела, но съела 13 миллионов бюджетных рублей. 47news узнал, что самый опасный объект региона заинтересует Госэконадзор, только если "рванет".

Внештатная ситуация на ЛАЭС 18 декабря вызвала вялую реакцию региональной власти. Да и та последовала только после звонков журналистов. При этом главный орган правительства, ответственный за экологическую безопасность — комитет государственного экологического надзора Ленобласти, вообще не сделал никаких официальных заявлений, касающихся ЧП.

Примечательно, что с 2013 года подведомственный комитету "Леноблэкоконтроль" содержит передвижную экологическую лабораторию с новейшим оборудованием. Как выяснил 47news, она два года стояла в гараже, съедая бюджетные деньги, а работать начала лишь в октябре. Впрочем, после ЧП на самом экологически опасном объекте Ленобласти в сторону Соснового Бора лаборатория так и не выехала.

18 декабря на втором энергоблоке Ленинградской атомной электростанции произошло чрезвычайное происшествие. Из-за разрыва трубопровода одно из помещений турбинного цеха - блок редуцирующих устройств деаэратора, площадью примерно 40 квадратных метров, заполнило паром. Энергоблок был незамедлительно остановлен, а персонал дневной смены отправлен домой. Активное обсуждение обеспокоенных жителей Соснового Бора сопровождало молчание чиновников всех уровней. Сообщения от официальных источников стали поступать только в районе 16 часов. Выступил и губернатор Ленобласти, который через 47news заверил, что радиационный фон находится в норме.

Экс-председатель департамента экологии при комитете Госэконадзора Сергей Грибалев в 2013 был инициатором покупки новой лаборатории. Он рассказал, что правительство потратило на нее шесть миллионов рублей, ожидая, что техника поможет ведомству оперативно реагировать на областные экологические угрозы. Грибалев отметил, что после того, как в 2014 году комитет возглавил Евгений Андреев (ныне возглавляет областной комитет по природным ресурсам — ред.), про использование автомобиля с техникой забыли, а самого руководителя департамента - уволили.

"Два года после покупки приобретение областного правительства существовало без аккредитации — даже соответствующая заявка в Росаккредитацию не подавалась. При этом тратить бюджетные деньги на лабораторию не забывали - продолжалось ее дооснащение, выплачивалась зарплата и арендовалось помещение с лабораторной мебелью",- утверждает эколог.

В октябре 2015 года Госэконадзор все же смог аккредитовать лабораторию на колесах. До декабря она совершила пять выездов - в Гатчине проверили воздух, в Кировске - почву, а в Хиттолово Всеволожского района измерили концентрацию опасных веществ в воде.

По запросу 47news в комитете два дня считали, сколько истратили на простой техники за минувшие два года. Посчитать так и не удалось.

В редакции 47news решили воспользоваться калькулятором сами. По словам Грибалева, средняя зарплата каждого из пяти сотрудников лаборатории - 50 тысяч рублей. Еще примерно на такую же сумму закупались скоропортящиеся реактивы, которые потом за ненадобностью утилизировались. А значит, как минимум 300 тысяч рублей в месяц или 7,2 миллиона за два года. Кроме того, лаборатория периодически дооснащалась. Но сколько денег ушло на эти модернизации, в комитете также не уточнили.

По мнению эколога Грибалева, лаборатория первым делом должна была выдвинуться на место ЧП в Сосновый Бор и заняться замерами уровня радиации в районе ЛАЭС.

"В лаборатории есть дозиметр, который может измерять радиацию. Причем этим нужно заниматься и сейчас, ведь изолированный внутри турбинного зала станции радиоактивный пар в итоге куда-то выпустят или конденсируют в воду. Нужно проследить, не отразится ли это на радиоактивном фоне вокруг ЛАЭС", - сказал Грибалев.

В редакции 47news заинтересовались, почему в комитете эконадзора проигнорировали теоретически возможный выброс радиации. Председатель комитета Светлана Шишокина заявила, что комментировать действие или бездействие комитета может только после согласования с Александром Дрозденко.

В пресс-службе областного правительства объяснили, что под юрисдикцию комитета не подпадают федеральные объекты, коим является ЛАЭС. Более того, в противовес словам Грибалева сообщили, что дозиметра радиации в арсенале ЛОГКУ вообще нет. "Если мы обнаружим, что в этом есть необходимость, поставим вопрос о его покупке", - пояснили в пресс-службе.

По словам собеседника 47news в комитете эконадзора, чтобы возникла подобная необходимость, нужно, чтобы "что-то рвануло". Здесь журналисты подумали, что если "что-то рванет" на атомной электростанции, такая необходимость уже вряд ли возникнет. Но спорить с чиновником не стали.


Анна Яловкина,

47news