Атака на российский бомбардировщик, террор в Париже, крушение лайнера над Египтом, присоединение Крыма ставят мир в зависимость от случая и эмоций. Один из ведущих арабистов России Зеленев создал для читателей Ленобласти научный сериал. Смотрите в нем удивительные аналогии.
 
Накануне 47news показал первую серию.
 
Бывшие враги 
 
В европейской литературе эту войну нередко именуют Восточной, поскольку с позиции Англии и Франции она велась к востоку от их имперских столиц. С российских позиций главным театром военных действий был Крым, поэтому в российской историографии эту войну чаще всего называют Крымской. Но не стоит забывать, что наряду с Крымом, боевые действия разворачивались по всему периметру российских границ – на Кавказе, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Белом и Баренцевом морях, на Камчатке, наконец, на Черном и Азовском морях.
 
По составу держав-участниц и задействованным в ней ресурсам эта война не имела прецедента в истории. В ней участвовали на тот период фактически все основные великие державы. Против России выступили Англия, Франция, Османская империя и позднее (1855) присоединившийся участник – будущий объединитель Италии – Сардинское королевство под эгидой Савойской династии.
 
Австро-Венгрия прямого участия в войне не принимала, придерживаясь так называемого "двойного нейтралитета", но весьма искусно шантажировала Россию, заставив ее в 1855г. принять свои ультимативные требования. Формальный нейтралитет сохранила и Пруссия, при этом заключив тайный договор с Австро-Венгрией о возможном вступлении в войну против России, если это же сделает Австрия. На деле дипломатически обе страны участвовали в войне на стороне коалиции.
 
Война велась в бассейнах трех из четырех мировых океанов, кроме Индийского. Эти строки пишутся на Карельском перешейке в нескольких километрах от современного города Сестрорецк (Курортный район Санкт-Петербурга), которому в 1855 году пришлось испытать обстрел англо-французской эскадры. Об этих событиях и сегодня помнят местные краеведы.
 
Огромные ресурсы трех крупнейших империй своего времени были брошены против четвертой – российской. Для этого были нужны более чем весомые – неоспоримые основания. И они, конечно же, были, поскольку войны таких масштабов случайными не бывают. Только формальный нейтралитет Австро-Венгрии и Пруссии не позволяет назвать Крымскую войну Первой мировой.
 
Фактически Крымскую войну начала Россия, 21 июня (3 июля) 1853г. без объявления войны осуществив ввод своих войск в Дунайские княжества Молдавию и Валахию, входившие в состав Османской империи. Инициатором вторжения был Николай I, именно на его плечи и легла вся ответственность за последствия этого шага. Использовав методы дипломатического воздействия на Россию, включая созыв международной конференции в Вене, Османская империя в октябре объявила ей войну.
 
В ноябре произошло Синопское сражение, затем в Крыму высадился англо-французский десант, который объединился с корпусом османской армии. В начале 1855 года к ним присоединился весьма боеспособный 18-тысячный корпус пьемонтских солдат, направленных в Крым вступившим в войну Сардинским королевством. Главная военная база России в Крыму – город-порт Севастополь оказался в осаде. 349-дневная оборона Севастополя, завершилась, как известно, сдачей южной части города, вернее руин, оставшихся от него, войскам коалиции – англо-франко-сардинско-османскому корпусу. Ряд блестящих побед на Кавказском фронте привел к завоеванию Россией города, крепости и области Карс (1855 г.). Неэффективность командования и бездействие, а по существу противодействие Австрии, помешали реализовать российское военное преимущество на Дунайском фронте. На остальных направлениях военные действия носили локальный характер. Вот, собственно, и вся фабула Крымской войны.
 
Прямые потери в войне составили со стороны России – 134 тыс. человек, а со стороны коалиции – 162 тыс. чел, включая потери Османской империи 45 400 человек. Общее число убитых, раненых и умерших от болезней в связи с Крымской войной с обеих сторон достигает по некоторым оценкам 500 тыс. человек.
 
Наконец, бытует мнение, что главным бенефициаром Крымской войны было Сардинское королевство, которое уже в 1861 году, поддержанное Англией и Францией, добилось объединения Италии, провозгласив итальянским королем сардинского монарха Виктора Эмманулила II. Это был выдающийся дипломатический успех, связанный с именем графа Кавура – первого премьер-министра Италии.
 
Именно пьемонтцы 3-его пехотного полка на памятнике павшим однополчанам на горе Гасфорт в Крыму поместили примечательную надпись: "В честь погибших пьемонтцев 3-его пехотного полка установили этот памятник 17 апреля 1856г. товарищи по оружию, доверив его вчерашним врагам, сегодняшним друзьям – солдатам России". "Вчерашние враги - сегодняшние друзья" – этот лозунг приобрел неожиданно много сторонников к концу войны.
 
Перед убытием из Крыма англо-французское командование устроило на мысе Херсонес военный парад в честь главнокомандующего русской армии и грандиозный торжественный прием для 50 тысяч французских и 30 тысяч английских войск и русского командования. Пьемонтцы отказались от участия в приеме под предлогом занятости перед отбытием, но устроили свой мини-прием в честь командира и штаба 17-й русской дивизии генерала Веселитского, с которым незадолго до этого непродолжительное время сражались. На следующий день состоялся ответный прием уже в расположении русских войск на Мекензиевых горах.
 
Красиво завершили войну!
 
Парижский мирный договор 18 (30) марта 1856 года лишал Россию права иметь флот в Черном море, выводил из-под русской опеки православных христиан Османской империи, ограничивал российское военное присутствие в Дунайских княжествах и на Аландских островах на Балтике.
 
Правда, в обмен на город Карс с одноименной крепость, Россия возвращала себе Севастополь и другие города Крыма, оказавшиеся на тот момент уже никому не нужными. Парадоксально, но факт: Севастополь, за который без малого год шла бескомпромиссная борьба между воюющими сторонами, был без всяких условий возвращен России.
 
Дело в том, что к этому времени геополитический рейтинг стран Европы претерпел изменения: Россия ушла с первых позиций в нем. Получается, что именно за это и воевала коалиция, а вовсе не за крымские степи и узкую полоску черноморского побережья. Крымская война была вызовом России от имени наступающей эпохи Империй.
 
Завтра следует продолжение.
 
Евгений Зеленев, востоковед, профессор петербургского филиала Высшей школы экономики,
специально для 47news