В Ленинградской области возникли новые отношения между уровнями власти. Они касаются земельных участков. Как повлияли эти перемены на порядок предоставления участков под строительство?


В конце марта губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков подписал постановление №67. Этот документ вводит в силу рекомендации по распределению между уровнями власти полномочий по распоряжению областной землей. Об этом 47News сообщили в пресс-службе областного правительства.


Необходимость в данных рекомендациях возникла после принятия Государственной Думой и вступления в силу в конце прошлого года федерального закона №232, который  внес изменения в Градостроительный кодекс РФ и иные законодательные акты. В частности, в ГК РФ включены новые статьи, регулирующие «развитие застроенных территорий» (комплексную перестройку квартала или микрорайона).


Решение о развитии принимает орган местного самоуправления, если на этой земле расположены аварийные многоквартирные дома. Другой случай – когда снос или реконструкция зданий предусмотрена муниципальными адресными программами. Для области эти положения исключительно важны в связи с проведенной реформой МСУ.


Кроме того, федеральный закон меняет порядок предоставления участков для жилищного строительства. Дополнен перечень случаев, когда наделы могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование. По новой  норме находящиеся в государственной или муниципальной собственности участки могут получить лица, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство за счет бюджетных средств.


Нужно отметить установленный законом №232 порядок включения (или исключения) участков в границы населенных пунктов, который действует до утверждения генпланов городских округов и поселений, а также схем территориального планирования муниципальных районов. Он действует до 1 января 2010 года. Изменение границ могут инициировать не только органы государственной власти РФ и ОМСУ, но и юридические и физические лица.


Постановление областного Правительства  как раз и приводит местное законодательство к федеральным нормам.


По мнению юристов Леноблкомимущества, сложности возникают, когда участки располагаются в пределах населенных пунктов, а распоряжается ими муниципальный район. Методические рекомендации, подготовленные областным комитетом по управлению государственным имуществом, как раз и предлагают установить конструктивное взаимодействие между первым уровнем власти (местным самоуправлением) и вторым (районом).


Схема такова. Власти муниципальных поселений направляют в район предложение о предоставлении участка. Район согласовывает или отказывает. Если решение положительное, готовится весь комплект документов: проект границ, вид разрешенного использования, технические условия подключения к сетям и пр. Документы направляются в район, осуществляется кадастровый учет  земельного участка и принимается решение о проведении торгов.


Поскольку район обладает правом самостоятельного распоряжения земельными участками, рекомендации предлагают так же и муниципальному району согласовывать свои намерения о распоряжении земельными участками с первым уровнем.


Если надел находится вне границ поселений – инициатива исходит от районной власти. Порядок примерно тот же.


На притирку взаимных интересов муниципальных районов и городских и сельских поселений понадобится какое-то время. Пока же специалисты отмечают, что сроки подготовки участков к торгам, возможно, увеличатся, поскольку новые согласования требуют дополнительного времени.