Строительство КАД является важным фактором, влияющим на направленность инвестиционных процессов в субъектах, через которые проходит эта федеральная трасса. О перспективах строительства кольцевой автодороги рассказал корреспонденту журнала "Ленинградская область: экономика и инвестиции" Борис Мурашов, генеральный директор ГУ ДСТО «Санкт-Петербург».
- Борис Михайлович, согласно сложившейся традиции деньги из федерального бюджета на продолжение строительства КАД поступили только в марте. Перерыв в финансировании этой федеральной стройки завершен, и сегодня, наверное, уже можно говорить о планах работ на 2007 год и сроках полного ввода КАД. На каких участках кольцевой автодороги будут трудиться подрядчики? И главное – где, кроме Восточного полукольца, будет открыто движение?
- КАД строится на основании соответствующего постановления правительства РФ. В этом документе говорится, что полный ввод магистрали в эксплуатацию состоится в 2012 году. К этому времени должен быть построен последний участок трассы - от Таллиннского шоссе до ст. Бронка. Тем не менее, исходя из реалий сегодняшнего дня, становится очевидным, что полное завершение строительства к 2012 году - это слишком долгий срок и для Санкт-Петербурга, и для Ленинградской области, и для Российской Федерации в целом. Даже трудно представить себе, что еще 5 лет по КАД нельзя будет проехать. Поэтому в настоящее время мы ищем пути сокращения сроков строительства. Определить новые даты ввода в эксплуатацию отдельных участков КАД и этой федеральной магистрали в целом - стратегически важная задача. И у нас в этом направлении уже есть наработки.
Полное окончание работ на Восточном полукольце – от ст. Горская до Московского шоссе - намечено на 2008 год. Сегодня уже нет сомнений, что так и будет.
Сдача южной части КАД (14,5 км) – от Московского до Таллинского шоссе – также намечена на 2008 год. Однако уже в 2007 году на этом участке будет введен пусковой комплекс. Это означает, что автомобилисты смогут пользоваться данной частью кольцевой автодороги, но при этом не все работы будут завершены. В текущем году подрядчики не закончат строительство участка, соединяющего Предпортовую ул. и Дачный пр. Это так называемый участок соединения разобщенных территорий, входящий в состав титула КАД. На нем расположена развязка. Таким образом, проезд по кольцевой от Московского до Таллиннского шоссе будет открыт, но съехать с магистрали на ул. Предпортовая и Дачный пр. пока будет нельзя.
Ввод участка от Таллиннского шоссе до Бронки хоть и запланирован на 2012 год, но мы видим завершение строительства к 2009 году. Я убежден, что успех любой стройки на 90% зависит от подрядчика – причем не только от квалификации кадров и мощности парка техники, но и воли к победе коллектива в целом. Назвать окончательные сроки можно будет после того, как определится подрядчик. 1 марта мы получили бюджетные средства, а значит, в скором времени можно будет начать конкурсные процедуры.
В этом году начнется движение через второй вантовый мост. Сдача этого объекта позволит существенно снизить интенсивность движения на этом участке КАД. Будет завершено строительство Муринской развязки, тоннеля в створе Токсовской ул., а также продолжения пр. Энгельса в сторону Приозерска.
- Вы говорите о существенном сокращении сроков строительства КАД. А справится ли федеральный бюджет с возросшей нагрузкой?
- Разумеется, сроки ввода в эксплуатацию кольцевой автодороги напрямую зависят от объема и темпов финансирования. Так, я почти уверен, что подрядчики при постановке соответствующей задачи смогли бы завершить работы на участке от Таллиннского шоссе до Бронки уже в 2008 году. Но для этого на строительство КАД нужно тратить 50 млрд рублей в год, т.е. увеличить ассигнования федерального бюджета в 2 раза. Думаю, что это маловероятно.
Тем не менее, в правительстве РФ есть понимание того, что сокращение сроков строительства - экономически обоснованный шаг. Например, изначально задача открыть движение на участке от Московского до Таллиннского шоссе не стояла, а потому финансирование рассчитывалось без учета ввода пускового комплекса. Мы обратились в Росавтодор о выделении 2 млрд рублей на эти цели. При этом речь идет не об увеличении объема финансирования, а всего лишь о перераспределении средств. Эти 2 млрд рублей надо перенести из бюджета 2008 года в бюджет-2007. По прогнозам руководства Росавтодора, правительство РФ вряд ли отклонит эту просьбу. Ведь чем раньше начнется эксплуатация КАД, тем быстрее окупятся инвестиции.
Также надо отметить, что кроме финансирования сроки сдачи КАД напрямую зависят от слаженности действий органов исполнительной власти. Часть федеральной трассы проходит через леса I технической категории. Перевод таких лесов под строительство осуществляется на основании постановления правительства РФ, а это, как вы понимаете, достаточно сложная процедура.
- А как обстоят дела с расселением садоводства, расположенного на пересечении КАД и Западного скоростного диаметра? Удалось ли преодолеть напряжение в общении с владельцами участков?
- Эта проблема решается, но не так быстро, как хотелось бы. Из 89 участков, которые находятся на пути строительства федеральной автотрассы, нам удалось выкупить только 23. На основании рыночной оценки участков, выполненной лицензированной организацией, мы предлагаем владельцам садовых участков компенсацию в объеме от 600 до 900 тысяч руб. Многие садоводы не согласны с таким подходом к решению вопроса. Свою позицию они обосновывают тем, что на предложенную сумму компенсации купить аналогичный участок в их садоводстве невозможно. Однако проведенный мониторинг цен доказывает обратное.
Мы принимаем беспрецедентные меры, чтобы уговорить садоводов не препятствовать строительству кольцевой автодороги. Даже предложили сценарий, при котором граждане будут избавлены от хлопот, связанных с поиском подходящего предложения, оформления документов купли-продажи. Для этого мы обратились к ЗАО «Предпортовое», владеющему территориями в непосредственной близости к подлежащему расселению садоводству, с просьбой продать земельный участок. Руководство компании согласно пойти нам навстречу. Генеральный подрядчик - ЗАО «ВАД» - готов взять на себя строительство подъездных путей, заборов, инженерных сетей (электроэнергия, летний водопровод) и, конечно, новых садовых домиков. Суммы, выделенной в качестве финансовой компенсации владельцам садовых участков, на проведение этих мероприятий вполне достаточно. Чтобы начать реализацию этого проекта, нам необходимо получить официальные заявки от садоводов. С того момента, как мы озвучили это предложение, прошло уже почти 2 месяца. Ни одной заявки нам не поступило. Может быть, людям эти садовые участки просто не нужны?
Кроме этого, напряженность в переговорах с владельцами садовых участков усиливается из-за использования в России двух подходов оценки земли – кадастровой и рыночной. Кадастровая оценка выполняется для региона в целом, а не для конкретного садоводства. Ее размер зависит от наличия инженерных сетей, дорог и т.д. Этот вид оценки нужен, в первую очередь для того, чтобы поддержать налогооблагаемую базу. Обычно кадастровая оценка чуть выше рыночной.
Люди ставят нам в укор то, что налоги они платят по кадастровой оценке, а компенсацию получат – по рыночной. Однако преодоление этих противоречий российского законодательства не в нашей компетенции. В соответствии с предписанием закона мы обязаны выплачивать компенсацию, размер которой определен на основании рыночной оценки.
- Восточное полукольцо КАД пересекает нефтепродуктопровод один раз - в районе Большой Охты. На Южном участке ситуация хуже: на пути строительства трассы нефтепродуктопровод встречается трижды. Не повлияет ли это на срок сдачи объекта?
- Пересечение КАД с нефтепродуктопроводом неизбежно. Это было с самого начала учтено в проекте. Сложность в другом – сейчас изменились требования к безопасности прохождения нефтепродуктопроводов в городской черте. В связи с этим мы вынуждены нести колоссальные непредвиденные расходы. Согласно сегодняшним правилам, такие сооружения в городской черте вообще запрещены. Этот запрет распространяется только на новое строительство. По нефтепродуктопроводу, который встретился на нашем пути, перекачивается дизельное топливо и керосин в аэропорт Пулково. Разумеется, в сегодняшних условиях демонтировать его нельзя. Это приведет к остановке аэропорта.
Мы рассматривали различные варианты переустройства нефтепродуктопровода и пришли к выводу, что оптимальное решение – это строительство специальных микротоннелей в точках его пересечения с КАД. В Дачном, кстати, нефтепродуктопровод проходит в 20 м от жилых домов. Последствия его разрыва могут быть чудовищными. Итак, нам предстоит построить 3 микротоннеля диаметром 1,7 м. Они будут оснащены специальной системой задвижек, электрохимзащитой и рядом других средств, обеспечивающих высокую степень безопасности жизни людей. На Пулковском шоссе сооружение микротоннеля практически завершено. Работы по переустройству нефтепродуктопровода в районе развязки Западного скоростного диаметра и КАД будут более сложными и масштабными.
В результате бюджет строительства южного участка КАД существенно увеличился. Так, изначально на обеспечение безопасности в местах пересечения автомагистрали с нефтепродуктопроводом было заложено 160 млн рублей. Сегодня эта статья расходов увеличилась до 800 – 850 млн рублей. Разумеется, это влияет на срок ввода КАД.
- Территории вдоль КАД являются зонами повышенной инвестиционной активности. В размещении объектов на этих землях заинтересованы и бизнес, и власть. В Ленинградской области для комплексного освоения этих территорий правительством региона даже создано специальное агентство – ОАО «КАД-Л». В Санкт-Петербурге, насколько мне известно, подобной структуры нет. Как складываются ваши взаимоотношения с властями субъектов, по территории которых проходит КАД, а также с представителями бизнеса, планирующими строительство объектов различного назначения в непосредственной близости к федеральной трассе?
- Территории вдоль кольцевых автодорог во всем мире привлекают инвесторов. Нередко строительство КАД становится фактором, определяющим направленность освоения территорий в том или ином регионе. Обычно на землях у кольцевой нет свободных участков не только на первой и второй линиях, но и дальше. Разумеется, Санкт-Петербург и Ленинградская область не станут исключением в этом отношении. Однако, учитывая основную задачу ДСТО «Санкт-Петербург» - а она заключается в строительстве федеральной автотрассы и обеспечении на ней движения со скоростью 120 км в час – никаких сопрягаемых проектов с властями регионов и инвесторами у нас нет и быть не может.
При проектировании КАД мы учитывали мировой опыт. Так, оптимальное расстояние между развязками составляет 5 км. Большего числа съездов, нежели заложено в проекте, на КАД не появится. Дорога запроектирована с радиусами, виражами, которые позволяют ехать со скоростью 120 км в час. Это дорого. Кроме этого, КАД будет оснащена Автоматической системой управления дорожным движением (АСУДД). Стоимость этого проекта - 3 млрд рублей. Понести все эти затраты и в итоге двигаться по КАД со скоростью городского потока – это преступление перед налогоплательщиками. Кольцевая автодорога – это федеральная трасса, а не городская улица. Да, мы постарались максимально вовлечь ее в транспортные потоки Петербурга и Ленинградской области, а не добиваться идеальных условий для движения транзитного транспорта. Именно поэтому эту магистраль и приблизили к Санкт-Петербургу. За счет этого удалось добиться совмещения функций транзитной федеральной трассы и кольцевой автодороги.
- То есть вместо двух дорог построили одну?
- По сути, был найден компромисс между потребностями горожан и задачами федеральной транзитной политики. И сегодня нельзя допустить, чтобы этот баланс интересов был нарушен. Мы и так идем на множество уступок. Например, в отношении установки знаков дорожного движения на КАД. На федеральной трассе не должно быть указателей улиц, только – направления движения. Однако, понимая, что дорога вовлечена в городское движение, мы выступили инициаторами появления на КАД табличек с названиями улиц. Это дополнительные затраты, но мы сознательно идем на них. Сейчас на трассе много временных знаков. Нередко они теряют свою актуальность – потому что подрядчики работают быстро. Мы бы могли ограничиться знаком «Стройка», но, понимая, как необходима КАД жителям Санкт-Петербурга и Ленинградской области, несем дополнительную нагрузку, связанную с финансированием установки знаков.
Кроме того, пока КАД строится, мы идем навстречу компаниям-застройщикам, разрешая сделать временные съезды к их объектам. Разумеется, только в тех местах, где это безопасно и не мешает производству наших работ. Но это, пожалуй, все «вольности» на которые ДСТО «Санкт-Петербург», как застройщик федерального объекта, может пойти. Мы принципиально не принимаем участия в дискуссиях о развитии прилегающих к КАД территорий. Изменений в проекте строительства трассы, обусловленных появлением нового микрорайона или крупного торгового центра, не будет.
- И как же быть властям Санкт-Петербурга и Ленинградской области, инвесторам: не использовать те новые возможности в развитии территорий, которые дает строительство КАД?
- Вовсе нет. Надо строить рокадные дороги вдоль КАД, как это делают в Европе.
- На чьи средства?
- Я считаю, что, поскольку в появлении рокадных дорог заинтересованы и власти регионов, и инвесторы, в финансировании этих проектов должны участвовать обе стороны.
А что касается взаимодействия с администрациями Санкт-Петербурга и Ленинградской области, оно лежит в плоскости получения распоряжений региональных властей о выделении участков под строительство КАД. В случае с Петербургом эти вопросы, как правило, решаются проще и быстрее, но только за счет того, что земли, через которые проходит КАД, находятся в собственности города (наверное, поэтому здесь нет и агентства, аналогичного «КАД-Л»). В Ленобласти же территории, по которым идет кольцевая автодорога, переданы в частную собственность. Причем, в большинстве случаев у интересующих нас участков оказывается много собственников. А это всегда усложняет переговорный процесс, т.к. с продажей должны быть согласны все владельцы.
- В финансировании КАД был значительный перерыв – с декабря 2006 года по март 2007-го. Стройка при этом не была заморожена. За счет чего удалось не прерывать работы?
- Мы работаем только с теми подрядными организациями, которые имеют большой оборотный капитал, потому что это открывает доступ к недорогим кредитам. Положа руку на сердце, мы пользуемся тем, что подрядчику невыгодно останавливать строительный процесс, особенно в зимних условиях. Поэтому в период отсутствия бюджетного финансирования строительная компания продолжает работать на кредитные средства. Разумеется, темпы строительства сбавляются. Так, что, нашей заслуги в непрерывности работ на КАД нет.
- Ситуация с перерывом в финансировании повторяется из года в год. Неужели нет способов ее изменить?
- Увы, вопросы выделения средств на федеральные стройки решаются не на нашем уровне. Но я думаю, что с переходом на 3-летний бюджет перерывы в финансировании КАД станут частью истории российской дорожной отрасли.
Справка о ходе реализации проекта строительства КАДM
( по состоянию на март 2007 г.)
Общая протяженность КАД от ст. Горская до ст. Бронка составляет – 114,4 км, с учетом комплекса защитных сооружений – 138,4 км.
Участок от с. Горская до автодороги «Россия»: протяженность - 64,1 км.
- От ст. Горская до Приозерского ш. – протяженность 21,6 км. Участок сдан в ноябре 2002 г.
- Первая очередь (Восточное полукольцо) КАД от Приозерского ш. до Московского ш. Протяженность полукольца – 42,5 км. Проектом предусмотрено строительство проезжей части по 4 полосы в каждом направлении (полное развитие).
Общее количество построенных искусственных сооружений от ст. Горская до автодороги «Россия» - 58 шт., протяженностью 15499,05 п. м.
В ноябре 2007 г. планируется сдача следующих участков: Вантовый мост, Муринская развязка, тоннель в створе ул. Токсовская, продолжение пр. Энгельса в сторону Приозерска.
На 2008 г. запланирован ввод участка 2-й очереди от автодороги «Россия» до Вантового моста и эстакады в районе Ржевки.
Участок от автомобильной дороги «Россия» (Московское ш.) до автомобильной дороги «Нарва» (Таллиннское ш.): протяженность – 14,4 км. Стоимость работ в ценах 2006 г. – 23 583 млн руб.
- Участок от Московского шоссе до Пулковской развязки будет сдан в 2007 г.
- На участке от Пулковской развязки до автодороги «Нарва» в 2007 г. предусмотрено открытие сквозного движения. Таким образом, протяженность КАД, открытого для движения, составит – 78,5 км.
- Срок ввода в эксплуатацию транспортной развязки с ЗСД и пр. Дачным – 2008 г.
Участок от автомобильной дороги «Нарва» до ст. Бронка: протяженность – 36,2 км. Ориентировочная стоимость строительства в ценах 2006 г. – 33 400 млн руб.
В марте - апреле 2007 г. ФГУ ДСТО «Санкт-Петербург» планирует провести конкурсные торги по определению генподрядных организаций. Начало строительства – май 2007 г. Срок ввода в эксплуатацию – 2009 г.