Вот уже около полутора лет в Ленинградской области идёт реформа местного самоуправления. Что сделано за это время, а чего достичь не удалось? Да и заметили ли эту реформу вообще жители региона? Накануне очередного собрания ассоциации «Совет муниципальных образований Ленинградской области» первый вице-губернатор Ленобласти Владимир Кириллов рассказал о развитии в регионе системы МСУ.
- Владимир Владимирович, довольно много было сказано в последний год о системе местного самоуправления Ленинградской области. И все же, на ваш взгляд, как итоги первого года в новых условиях повлияли на качество жизни в регионе?
- Пока трудно судить об итогах реформы. Еще полтора года не прошло с момента начала самостоятельной работы вновь сформированных органов местного самоуправления. Сегодня, никто не сомневается в том, что новая система в Ленинградской области будет эффективна и оправдает себя в ближайшее время. Ведь, в основном, население наделило муниципальной властью наиболее опытных и уважаемых людей, которые, знаю, уже в некоторых муниципалитетах оправдали доверие своих избирателей.
- Однако многие из них ни разу не сталкивались с опытом работы в муниципальном управлении. Так ли это?
- Действительно, это так. Многие местные органы власти возглавили новые руководители. Причем, 35 процентов глав муниципальных образований впервые приступили к своим обязанностям. 40 процентов депутатов имеют опыт работы более одного года. Но в этом не обязательно видеть только недостатки. Это люди с новыми взглядами и подходами в решении вопросов. За прошедший год мы провели большую работу по их обучению не только в стенах областного правительства, но и организовали семинары на местах. Сегодня, наработан пакет методических рекомендаций, положений, нормативных актов по реализации вопросов местного значения. Здесь, кстати, большую помощь оказал Аппарат ассоциации «Совета муниципальных образований».
- Кроме обучения глав и специалистов, что в Ленинградской области способствовало эффективной работе муниципальной власти?
- Передача полномочий. С вступлением в силу 131-го федерального закона о местном самоуправлении существенно изменился и расширился круг обязанностей, закрепленных за органами местного самоуправления. Администрациям городских и сельских поселений не хватало специалистов, которые бы могли грамотно и эффективно решать вопросы местного значения. В связи с этим, было принято решение передать существенную часть полномочий с первого на второй уровень. Так в Ленинградской области поступили большинство сельских и городских поселений. Наибольшее их количество передано по бюджетным полномочиям, градостроительным вопросам, организации жилищно-коммунального хозяйства и распоряжения имуществом.
- Сказались ли изменения переходного этапа на экономическом состоянии Ленинградской области?
- В целом нет. В областной бюджет 2006 года собственные доходы поступили в сумме более 31 миллиардов рублей, что на шесть процентов больше, чем планировалось. Доходы консолидированного бюджета муниципальных образований составили примерно 7,4 миллиарда рублей, что также выше ожидаемой цифры. Тем не менее, работа по исполнению доходной части бюджета остается одной из главных задач муниципальных образований. Сегодня, главам администраций необходимо искать источники доходов местных бюджетов и максимально эффективно реализовывать свою налоговую политику. К счастью, большая часть глав администраций восприняли эту задачу как личную ответственность перед жителями, доверившими им свою судьбу. Нехватку бюджетных средств эти руководители компенсировали мобилизацией резервов территорий.
Если говорить о перспективах, то на 2007 год доходная часть бюджетов муниципальных образований за счет собственных источников составит около 7,7 миллиардов рублей. При этом увеличение доходов муниципальных районов составит 58 процентов.
- Кроме эффективной бюджетной политики, что еще может сделать жизнь людей лучше?
- Есть много факторов, влияющих на качество жизни людей. От работы местной администрации, депутатов зависит многое, но важно, чтобы люди были открыты для этого. Анализ проблем становления муниципальных образований, развития различных форм общественного самоуправления показывает, что низкая активность, а порой и апатия населения, превращаются в тормоз социально-экономического развития территорий. Одна из главных причин – слабая информированность населения о том, что происходит в их муниципалитете. Именно поэтому губернатор Валерий Павлович Сердюков поддержал инициативу систематических выступлений или отчетов представителей местной власти перед населением.
С января по март во всех 222 муниципальных образованиях Ленинградской области прошли публичные слушания об исполнении бюджетов 2006 года и планах на 2007 год. Около шестнадцати тысяч жителей поселений присутствовали на этих мероприятиях и более полутора тысяч приняли участие в обсуждении докладов глав администраций. Публичные слушания в первую очередь показали нам, как для каждого муниципального образования закончился первый год в условиях новой системы местного самоуправления. Каждый глава администрации в присутствии представителя Правительства Ленинградской области, а нередко это был и губернатор, отчитался перед жителями о проделанной в 2006 году работе. Люди узнали, куда направлялись бюджетные средства поселений. Ведь именно эффективная финансовая политика во многом определяет качество жизни в том или ином муниципальном образовании. Прошедшие слушания наглядно продемонстрировали, где главы администраций поселений справились с этой работой, а где нет.
- Кроме отчетных заседаний, какие меры помогут обеспечить информирование населения о той политики, которую реализуют на их территории депутаты, администрация?
- На мой взгляд, определенную роль в наведении информационных мостов может сыграть ассоциация «Совет муниципальных образований Ленинградской области». Знаю, что ее председатель Сергей Яхнюк поддерживает идею проведения выездных заседаний Советов депутатов и исполнительных органов местного самоуправления с приглашением на них представителей широкой общественности, бизнеса, средств массовой информации. Кроме того, населению должны быть доступны все решения органов местного самоуправления, носящие общественный характер. Их можно размещать в местных газетах, а также в Интернете, который сейчас развивается не только в крупных областных центрах, но и в глубинке. В Ленинградской области появляются сайты муниципалитетов. Их задача – приблизить жителей к общественной жизни своей территории.
- Владимир Владимирович, какой главный смысл расширения информационного взаимодействия граждан и местной власти?
- Смысл в том, чтобы расширять дополнительный информационный канал между властью и гражданами. Необходимо ввести в практику сбор и обобщение критических замечаний и предложений от населения, поступающих, в том числе, и через Интернет. Обобщенный анализ этой информации следует регулярно рассматривать на собраниях и заседаниях органов местного самоуправления, чтобы своевременно вносить коррективы в текущую и перспективную деятельность. Именно живая информация от людей – один из лучших показателей эффективности своей работы.
- На ваш взгляд, можно ли считать, что сегодняшний день реформа местного самоуправления в Ленинградской области удалась?
- Очевидно, что после одного с половиной года делать какие-то серьезные выводы рано, и до сих пор перед нами стоит много нерешенных проблем. Но, несмотря на это, считаю дебютный год новой системы местного самоуправления – фазой активного становления ее новых органов власти. Сегодня все 222 муниципальных образования Ленинградской области работают. Создана ассоциация «Совет муниципальных образований» - орган межмуниципального сотрудничества, который помогает организовать конструктивное взаимодействие со всеми органами исполнительной и законодательной властью. Много консультативной и организационной помощи муниципалитеты получают от областного комитета по взаимодействию с органами местного. В общем, за этот период создана прочная база, которая позволит в ближайшие годы изменить жизнь муниципальных образований в лучшую сторону.
Материал предоставлен пресс-центром правительства Ленобласти