В выходные дни поисковыми отрядами Сибирского кадетского корпуса «Мужество, Героизм и Воля» из города Новосибирска и питерским отрядом «Рубин» проведена поисковая экспедиция по подъему обломков советского самолета-штурмовика Ил-2. Об этом 47News сообщил Илья Прокофьев, представитель Общественного фонда поисковых отрядов Ленинградской области.


Об обломках советского самолета ленинградские поисковики узнали от местных жителей еще несколько лет назад. По легенде рассказанной старожилами, еще в пятидесятые годы у обломков самолета, который разбился в болоте между деревнями Ивановское и Васкины Нивы (Тосненский муниципальный район Ленинградской области) видели останки двух пилотов. По словам очевидцев у одного погибшего было звание капитана, а у второго сержанта. Но в шестидесятые годы в этом районе прошла мелиорация, и поэтому, когда поисковики прибыли на место падения штурмовика они застали плачевную картину.


Обломки самолета и останки погибшего экипажа попали под ковш экскаватора, и только на самой окраине мелиоративного поля из насыпного вала торчали сильно разбитые обломки самолета. Поисковикам пришлось изначально проверять большой участок поля и болота миноискателям, чтобы определись точное место падения самолета.


Первой находкой поисковиков стал сильно разбитый редуктор от мотора самолета. Он находился на глубине более метра, на самой границе поля и болота. По тому, что все три лопасти винта были отломаны при падении, ребята сделали вывод о том, что самолет падал с рабочим мотором. То есть, пилот самолета перед сближением с землей даже не попытался выключить мотор самолета, что бы избежать катастрофы при вынужденной посадке на «брюхо». Возможно, пилот был тяжело ранен или убит, а может быть, успел покинуть подбитую машину на парашюте. При обследовании всей площади разброса обломков самолета были найдены стреляные гильзы и неиспользованные патроны к авиационному пулемету БС, который ставился в кабине воздушного стрелка, для отражения атак вражеских истребителей. Тем самым, подтвердилась версия, о том, что данный самолет является двухместной модификацией Ил-2.


На второй день раскопок в районе расположения обломков кабины самолета поисковики нашли костные останки членов экипажа. И только под завершение экспедиции удалось обнаружить броневой лист, который защищал от пуль и осколков выхлопные патрубки двигателя самолета, на котором красной краской был продублирован заводской номер самолета: 5605.


По документам Центрального Архива Министерства обороны Российской Федерации было установлено, что самолет Ил-2 № 5605 с мотором АМ-38 № 24376 из состава 230 штурмового авиаполка 232 штурмовой авиадивизии 14 Воздушной Армии Волховского фронта не вернулся с боевого задания 14 февраля 1943 года. Самолет с экипажем вылетел с целью нанесения бомбоштурмового удара по войскам противника в районе Васькины Нивы - Белово - Костово – Басино. Экипаж погибшего самолета состоял из летчика младшего лейтенанта Кузовкина Анатолия Николаевича, 1921 г.р., уроженца УССР Первомайского района села Гальбиново, семья проживала в Тульской области. Воздушным стрелком летал адьютант авиаэскадрильи капитан Сарычев Владимир Иванович, уроженец Свердловской области Кушвинского района.


Тем самым частично подтвердилась легенда, рассказанная местными жителями, о том, что у места гибели самолета видели останки капитана. А рассказ о том, что второй погибший имел звание сержанта, тоже имеет под собой обоснование, так как Анатолию Кузовкину офицерское звание младшего лейтенанта было присвоено в начале февраля 1943 года, и поэтому на выполнение боевого задания он мог вылететь со старыми знаками отличия.


Работая с документами Центрального Архива Министерства Обороны, поисковики нашли интересные документы, рассказывающие о трагических днях февраля 1943 года. В отчетах о боевых действиях 232 штурмовой дивизии за этот период говорится: «…При выполнении боевых заданий в феврале месяце отмечены ряд случаев слабого действия прикрывающих истребителей. Это особенно резко обнаруживается, когда прикрытие обеспечивается патрулированием над целью: Так, 14 февраля 1943 года при действиях 3-х групп (2 группы по 4 Ил-2 и 1 группа 7 Ил-2) в районах: Васькины Нивы, Белово, Костово, Басино все были атакованы истребителями противника. Патрулирующие истребители ходили плотным строем на своей территории, а не в районе атак штурмовиками. На вызовы по радио ведущих групп штурмовиков: «Нас атакуют истребители противника, отражайте атаки», прикрывающие истребители не реагировали.


Командир 230 ШАП по этому случаю доносил: «…Наши истребители курсируя большими группами, больше заняты наблюдением за строем, чем за воздушной обстановкой. Пары и четверки истребителей противника ходят ниже и остаются незамеченными нашими истребителями. Прикрытие только над целью действий штурмовиков, безответственный метод прикрытия, так как наши прикрывающие ни за кого не отвечают, разве только за себя и свою группу…».


В результате бездействия патрулирующих в районе действий из состава указанных трех групп штурмовиков, было сбито пять экипажей – летчики младший лейтенанты: Шугай, Колояров, Агмалов, Тринев, Кузовкин…».