Руководителем предвыборного штаба губернатора Дрозденко может стать волшебник. При нём исчез губернатор Мурманской области Дмитриенко, чуть не пропал вице-губернатор Мозговой, а вице-губернатор Перминов избегал. Никаких рук, только магия слова.
С 20 по 29 июля станет точно известно, какое количество конкурентов будет у действующего губернатора Александра Дрозденко на выборах. Документы в Леноблизбирком подали представители девяти партий, однако вряд ли все они сумеют принести к концу месяца по 160 подписей муниципальных депутатов.
С высокой долей вероятности можно утверждать, что, помимо Дрозденко, зарегистрированными кандидатами станут: Андрей Лебедев от ЛДПР, Александр Перминов от "Справедливой России", Николай Кузмин от КПРФ, Александр Габитов от "Гражданской платформы", Владимир Топорков от "Патриотов России", Михаил Пантюхов от "Родины". Реальных проблем эти фамилии не принесут, а не подтвердить их участие для руководства региона означает конфликт на уровне Москвы. В пул партий, поддерживаемых вертикалью власти, не входят ни "Коммунисты России", ни "РПР-Парнас", потому Виктор Перов и Сергей Гуляев поучаствовать в губернаторских выборах шансов не имеют.
Впрочем, любое количество кандидатов никак не повлияет на исход, потому внутренние перипетии на Суворовском,67 разворачиваются вокруг совершенно иных поводов и персон.
До первых чисел августа, то есть, до начала официальной кампании, руководитель региона окончательно определится, кто возглавит его предвыборный штаб. Естественно, неофициальный.
А руководить будет чем.
По примерным подсчётам независимых политтехнологов, на избирательную кампанию может понадобиться от 200 до 300 миллионов рублей. Считается, что ни один из кандидатов, понимающих, каков будет исход выборов, не собирается тратить на них собственные средства. Но каждый, при переговорах в Доме правительства, намекнул, что уложился бы в 30 миллионов рублей.
До недавней поры считалось, что предвыборную кампанию губернатора может возглавить один человек — вице-губернатор — руководитель аппарата Сергей Перминов. Но сразу после объявления отставки Дрозденко пришла информация о конкуренте, только что бывшем товарищем — политтехнологе Алексее Ломове.
На этом фоне любопытным кажется факт появления в открытом пространстве разработчика "Рейтинга эффективности губернаторов" 52-летнего Леонида Давыдова. Как писал 47news на прошлой неделе, он был замечен в тесном контакте с Александром Дрозденко.
В связи с появлением новой фигуры на предвыборной доске 47news решил остановиться подробнее на этом персонаже.
В некотором роде Леонид Давыдов является коллективу редакции 47news близким по духу. Согласно официальной биографии, окончив Ленинградский технологический институт, он недолго проработал оператором на заводе "Алмаз". С начала по конец 90-х занимался производством средств массовой информации. В частности, был генеральным директором холдингов, издававших "Телевик", "Северная столица", "Спорт-курьер", был директором информационного агентства "Росбалт" и газеты "Смена".
Отдав десяток лет руководству журналистикой, Давыдов ушёл в политологию. В год дефолта стал кандидатом политических наук, проанализировав СМИ с точки зрения науки.
С начала 2000-х карьера Давыдова повернулась в правильное русло. В последние годы правления губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева, в то время, когда о Валентине Матвиенко в городе ещё не знали как о полпреде в СЗФО, Давыдов вошёл в окружение главы "Ленэнерго" Андрея Лихачёва.
В тот период Лихачев был одним из потенциальных кандидатов на пост губернатора, поэтому начал формировать свой медиапул. Давыдов же отвечал за взаимодействие с медиасообществом, с этой целью был создан фонд "Петербургская политика". Несмоторя на то, что до этого Давыдов участвовал в работе близкого к занимавшему в то время пост губернатора Петербурга Владимиру Яковлеву фонда "Наш город".
Коллеги Давыдова говорят о нём как о человеке, который тонко чувствует психологические потребности каждого собеседника, при этом умеет в хорошем смысле и, в некотором роде, магически, обольстить представителей топ-менеджмента.
При общении с чиновниками верхнего эшелона власти важны не только личные качества, но и формальный статус. Возможно, поэтому с начала 2000-х у Давыдова прибавляется записей в визитных карточках: помимо председательства в своём Фонде, он и член Общественной палаты России, и председатель ВЦИОМа.
Одним из тех, с кем в 2009 году плотно познакомился Давыдов, стал губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко, советником которого он и стал. Через два года правоохранительными органами было возбуждено уголовное дело по хищению 116 миллионов рублей из мурманского бюджета. В домах некоторых чиновников, в том числе Давыдова, прошли обыски, однако, каких-либо санкций в отношении кого-либо не последовало. Сам Дмитриенко ушёл по собственному желанию, как утверждают местные СМИ, из-за того, что не смог выстроить отношений с местными элитами и, в целом, из-за своей политической слабости. Как известно, на Севере России не любят посторонних.
Примерно в 2011 году Давыдов познакомился с новым полпредом по СЗФО, Николаем Винниченко, с именем которого его и связывали последующие несколько лет.
Апофеозом карьеры считается период, когда Давыдов, в роли неофициального помощника Винниченко, курировал вместе с ним подготовку к президентским выборам 2012 года в регионах Северо-Запада. Пристальное внимание Винниченко уделял Ленобласти, где начальником штаба был, как известно, вице-губернатор Александр Дрозденко.
К тому моменту товарищем и партнёром Дрозденко был нынешний вице-губернатор Сергей Перминов, который, в свою очередь, психологически не сошёлся ни с Винниченко, ни с Давыдовым. Одним из условий, поставленных начальнику штаба, было отсутствие на горизонте Перминова. Ему, как вспоминают некоторые, будто даже приходилось в демонстративном спешном порядке исчезать через чёрный ход при появлении настоявших на столь недальновидном условии.
Как отмечают многие, помимо дружбы с Дрозденко, которую Давыдов тогда и завёл, на товарищеском уровне он общается и с нынешним вице-губернатором по внешним связям Германом Мозговым. Из этого делают выводы, будто на работу в должности сначала главного федерального инспектора в полпредстве, а затем помощника полпреда, Мозгового тоже привёл Давыдов. Другие настаивают и на том, что именно Давыдов лоббировал Мозгового губернатору Дрозденко на пост первого вице-губернатора. Причём, дважды, и оба раза оказались неудачными настолько, что Мозговой чуть вообще не остался без службы.
Сейчас Давыдов знаменит тем, что составляет "Рейтинг эффективности губернаторов". Считается, что на него обращают внимание в администрации президента, а СМИ некоторых субъектов описывают Давыдова исключительно как "человека, имеющего влияние в администрации президента". Тем более что перемещение фамилий по списку многие связывают лишь с волшебством.
Впрочем, о Давыдове говорят как об одиночке, нашедшем инструмент влияния и не принадлежащем ни к одной политической группировке или тем более команде.
Как описал один из близких знакомых Давыдова, многие считают его "человеком из другого мира, настолько тонко он подходит к процессу общения". "Умеет найти подход, сначала, например, сказать, что человек слаб, а он ему поможет развиться. А через некоторое время, наоборот, всячески восхвалять и показывать, как собеседник поднялся. Особенно значимы подобные речи тем людям, которые сами слабо разбираются в технологиях, либо если знаний не хватает. В нужный момент подскажет, направит. Кто-то отблагодарит, это же нормально", - пояснили нам в окружении Александра Дрозденко.
"Мудрый Гудвин (герой "Изумрудного города", который решил построить город из изумрудов, но их не хватило, потому он приказал всем жителям носить зелёные очки - прим.ред.). Так его называет Александр Юрьевич. Но, может, лучше называть его Царедворец", - добавили то ли в шутку, то ли всерьёз.
Что касается политтехнологий, то губернатору Дрозденко в ближайшее время надо будет выбрать не столько фамилию главного, сколько подход, по которому будет осуществляться его кампания.
По мнению сторонних наблюдателей, Алексей Ломов является приверженцем метода, когда события сопровождаются несуществующими атрибутами. Например, как прошедшие в начале июня праймериз, когда на участках в течение дня практически нет людей, задействованные рассказывают о том, как заполняли бюллетени сами, а в официальных данных сообщается о 150 тысячах пришедших.
Леонид Давыдов якобы больше упирает на то, что обращать внимание на процесс голосования вообще не стоит, ведь победа неизбежна, главное же добиться лояльности, то есть, хорошего впечатления, в Москве.
О способах ведения кампании Сергея Перминова говорят исключительно как об административных, то есть, о задействовании бюджетников, на приход которых необязательно тратиться.
Кстати, в случае чего, из трёх представленных на выбор фигур, губернатор может уволить только одного.
Юлия Гильмшина,
47news