4 мая частица величайшей христианской святыни – Ризы Господней - прибудет в Выборг. В 9 утра ее привезут в Спасо-Преображенский собор города, сообщает медиа-группа "Наш Город". В настоящее время Риза находится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Туда ее доставили 20 апреля по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.


Риза Господня - это льняной хитон, в который был облачен Христос на Голгофе. Как повествует апостол Иоанн, воины, распинавшие Иисуса, разделили между собой его одежду. Спор вызвал только хитон, который "был не сшитый, а весь тканный сверху". Разрывать его на части было жалко. Тогда солдаты бросили жребий, и хитон достался одному из них - Элиосу. Это был наемник из Иверии, как называли тогда Грузию. Вскоре он вместе со своим трофеем вернулся на родину. Через три века Грузия приняла православие, и риза оказалась в ее столице, городе Мцхета, где стала достопримечательностью патриаршего храма. В 1617 году войска персидского шаха Аббаса I оккупировали Грузию и принялись грабить храмы. Подвергся разгрому и патриарший собор во имя Двенадцати апостолов, где располагалась святыня. Солдаты принесли ее шаху, который увез находку в Персию.


В марте 1625 года в Москве произошла встреча персидского посла Урусамбека с русским государем и его отцом - Святейшим Патриархом Филаретом. Посланец шаха низко поклонился царю, после чего, как гласит летопись, поднес ему "украшенный драгоценными каменьями золотой ковчег с хитоном". С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля, а сам раритет перенесли в Успенский собор Кремля.


Однако цельным куском материи одежда Иисуса пробыла очень недолго. Быстро появилась традиция отделять от нее частички. Одна оказалась в Софийском соборе Киева, другая - в костромском Ипатьевском монастыре, еще две - в храмах Санкт-Петербурга. Городом, удостоенном чести хранить кусочек одежды Иисуса, стал и Ярославль. В 1650 году здесь завершилось строительство красивейшего храма во имя пророка Илии. Государь Алексей Михайлович и Патриарх Иосиф по достоинству оценили это рвение и на открытие церкви прислали бесценный дар - частицу Ризы Господней. Ее поместили в особую рамку-панагию, а для хранения последней сделали серебряный с позолотой ковчег, стенки которого украсили сюжетами "Илья Пророк", "Покров Богоматери" и "Положение во гроб".


Дальнейшая судьба Ризы Господней и ее фрагментов трагична. После революции большевики принялись закрывать храмы и экспроприировать культовое имущество. В 1919 году из Успенского собора исчез хитон Иисуса - ныне в описях кремлевских музеев фигурируют только его отдельные фрагменты. А после 1922-го та же судьба постигла ярославскую частичку Ризы Господней... И вот совсем недавно областной историко-архитектурный музей-заповедник приступил к формированию экспозиции "Сокровища ярославских ризниц". Перебирая экспонаты из фонда драгоценных металлов, его хранитель Елена Бурдакова заинтересовалась серебряным ларцом, по описи принадлежавшим некогда ярославскому Спасо-Преображенскому монастырю. Здесь было чему удивиться: поскольку музей располагается в стенах этой самой обители, уж что-что, а перечень ее имущества работники изучили досконально. Ни про какой ковчег в старых монастырских бумагах не упоминалось. Более того: его стенки были украшены упомянутыми выше сюжетами - "Илья Пророк", "Покров Богоматери" и "Положение во гроб". Заинтригованная работница откинула крышку - и увидела панагию с желто-бурым кусочком ткани. После всесторонней экспертизы определили, что Ярославль вновь обрел частичку Ризы Господней. Музейщики выдвинули гипотезу о том, как именно была спасена реликвия. Когда большевики формировали комиссию по изъятию ярославских церковных ценностей, то сделали ее руководителем "старорежимного" специалиста - краеведа Нила Григорьевича Первухина. Будучи православным, он, естественно, не мог допустить, чтобы сгинула частица Ризы. А потому пошел на "праведный подлог" и оформил реликвию из церкви Ильи Пророка под чужим именем - как имущество Спасо-Преображенского монастыря. Благодаря этому ковчег оказался в запасниках и благополучно пережил эпоху воинствующего атеизма.