Впервые специалистов, выкачивавших дизтопливо из магистрального нефтепровода Ленобласти, признали преступным сообществом. За полгода конкистадоры из Латвии "вырезали" горючего на 20 миллионов. По подсчетам компании "Транснефть", они являлись монополистами.

Главное следственное управление ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти 2 июня возбудило уголовное дело по статье 210 УК ("Организация преступного сообщества") в отношении трех участников коллектива похитителей нефтепродуктов. Те "врезались" в магистральный нефтепровод компании "Транснефть-Балтика", а оперативники "топливного" отдела экономической полиции Петербурга сумели всю эту добычу зафиксировать. Промысел старый, а статья редкая. А по краже нефтепродуктов из труб квалификация и вовсе первая на Северо-Западе.

47news стали известны имена и роли подозреваемых.

Предсказуемо, ими оказались граждане Латвии. Как поясняли 47news в полиции, значительное количество латвийцев среди "врезчиков" объясняется наличием в Латвии собственных нефтепроводов. Там жулики цементируют опыт и совершенствуют нелегальное оборудование. По версии следствия, подпольно качали дизтопливо 30-летний Александрс Силионовс и его 32-летний тезка Силионовс, а с ними 50-летний Андрейс Бербишс. Помогал местный житель из Приозерска Игорь Забуга. Четверку активных (по квалификации следствия) установили при расследовании дела о краже нефтепродуктов, возбужденного в прошлом году. Всего же по нему проходит еще 7 человек.

Напомним, врезки были обнаружены оперативниками "топливного" отдела Управления экономической безопасности ГУ МВД в поселке Жары и поселке Сельцо Тосненского района еще 1 июля 2014-го. Они представляли собой приваренный к трубе кран на глубине около 20 сантиметров, с прикрепленным к нему резиновым шлангом высокого давления, ведущим к строениям в поселках, в которых находились резиновые военные емкости объемом около 50 тонн каждая. К емкостям были подключены приборы учета похищенного топлива, оборудованные GSM–модулями для получения сведений через интернет.

Конспирация у группы не отставала от времени: рации, россыпь сим-карт на непонятных лиц и позывные для персоналий внутри системы. Нефтелазутчики использовали в разговорах труднопонимаемые и заранее оговоренные лексические конструкции, поскольку опасались прослушивания телефонов. Сотрудники же код перевели на разговорный русский.

По мнению следователей, их роли также были отлично распределены как в крепкой пьесе. А у труппы были два режиссера. Сегодня они установлены и их ищут. Известно, что участники уголовной концессии собирали сведения о графике обхода нефтепроводов сотрудниками диспечерских станций, а также о расположении постов ГИБДД и маршрутах патрулирования полиции. Для процесса врезки подыскивались высококлассные газоэлектросварщики, разнорабочие и наблюдатели для несения караульной службы на случай облавы. Группа находила места для хранения похищенного топлива и поступательно налаживала все новые каналы сбыта. В организации была и своя "типография", и "правовой" отдел. Так, на похищенный дизель готовились паспорта нефтепродуктов и иная документация. В частности, для транспортировки.

По Ленобласти проходят две основные системы магистральных нефтепроводов. Направления — экспортные через порты Усть-Луга и Приморск. Кроме того, для внутреннего рынка "нитки" идут на НПЗ "Кириши", аэропорт "Пулково" и заправочные станции. Преимущество у "Транснефти". По некоторым оценкам, черный рынок реализации нефтепродуктов составляет около 10-15% рынка реализации дизельного топлива в городе и области, а количество нелегальных мест сбыта постоянно растет и сегодня превышает 25% объема рынка легальных операторов.

Транспортировали выкаченное топливо на специально переоборудованных грузовиках "Скания" и "Вольво" - с виду фура, а внутри кубовидные емкости. Установлено, что машины с начинкой сопровождал один из Селионовсов. Его задачей была дорожная разведка и предупреждения о ГИБДД. А упоминавшийся Бебришс был инженером и следил за прокладкой шлангов высокого давления от трубы до убежища с хранилищем. Он же следил за аккуратностью маскировки. Второй Селионовс исполнял роль инспектора по перекачиванию. Забуга же был водителем.

В общей сложности с января по июль 2014-го группа дизель-конкистадоров увела у компании "Транснефть" 662 тонны дизельного топлива "Евро-3" на сумму 20 миллионов рублей. Это исходя из цены 30 тысяч за тонну. По оценкам "Транснефти" ущерб от хищений нефтепродуктов из трубопроводов в 2014 году составил более 710 тонн дизельного топлива. То есть выявленная группа была монополистом.

Прецеденты осуждения "врезчиков" редки, но зафиксированы. Например, в 2014 году Киришский районный суд Ленобласти признал вину двух граждан Латвии в хищении топлива из магистрального нефтепродуктопровода "Второво - Приморск". Их приговорили к реальным срокам лишения свободы.

P.S. Ленобласть не уникальна. Так, 4 июня, в Ангарске Иркутской области произошел взрыв в гаражном кооперативе. По предварительной информации, под гаражами находилась незаконная врезка в нефтепровод. ("Транснефти" не принадлежит - ред.)


Виктор Смирнов,

47news